Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Страница 4

Реализация традиционных и новых форм внеклассной музыкальной деятельности осуществлялась нами поэтапно, с учетом возрастных и регионально-этнических особенностей учащихся, уровня развития их музыкальных способностей, интереса и потребностей в общении с национальной музыкальной культурой народов Башкортостана.

Например, с учащимися, в рамках деятельности школьного музыкального клуба по интересам нами была проведена серия тематических занятий: «Напевы курая» (музыкальная сказка), «Сэнгелдэк» (колыбельные), Тансулпан (о современной детской башкирской музыке), «Кубаир» (о жанрах народной песни), Сулпылар (о детских башкирских музыкальных коллективах) и др.

Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года. На первом этапе в процессе уроков музыки через собеседование, анкетирование, вопросники мы выясняли круг музыкальных интересов и потребностей учащихся (экспериментальных и контрольных классов), их отношение к детской национальной музыке. На втором этапе учащимся было дано домашнее задание: подготовить самостоятельные подборки-сообщения о башкирской профессиональной музыке или музыке своего народа с целью дальнейшего использования этого материала в рамках деятельности школьного музыкального клуба по интересам.

Следует отметить, что учащиеся экспериментальных и контрольных классов приняли активное участие в выполнении данной работы, однако желающих в экспериментальных классах оказалось больше, а подготовленные ими сообщения были более подробными и содержательными, часто подкреплялись наглядно-слуховыми и наглядно-зрительными примерами.

Анализ эмпирических данных показывает, что если до начала формирующего эксперимента, как в контрольной, так и в экспериментальной группах большую часть составляют учащиеся с первым и вторым уровнем развитости отношения к песенному фольклору, то после его окончания различия между ними стали очень существенными: в экспериментальных классах (вторых и третьих) преимущественное наполнение получила группа, представители которой отличаются устойчивым интересом к башкирской музыке, знанием специфических особенностей песни; умением выделить идею, заложенную в ней, понять чувства и переживания ее героев, стремлением передать все это в процессе исполнения; способностью к самостоятельному, оригинальному «видению» произведения и его сценического воплощения.

Реализация программы формирующего эксперимента оказала существенное влияние на воспитание у учащихся нравственных качеств личности.

Близкое знакомство с песнями разных народов и национальностей, работа над ними позволили учащимся при помощи учителя лучше узнать заботы, тревоги людей других республик и стран, понять, что всех людей объединяет общее стремление к миру, мечты о счастье и любви к своему родному краю.

Изучение школьниками произведений народного музыкально- поэтического творчества способствовало развитию у них интереса к историческому прошлому своего народа, страны, стремления ознакомиться с национальными традициями, праздниками, обрядами - всем тем, что составляет его истинно национальную культуру, знание которой, понимание значимости, необходимости и в то же время хрупкости и беззащитности перед будущим отразились на желании ребят сберечь все, что им удалось узнать, не только для себя, но и для других. Поэтому школьники стали охотно выступать с концертами, проводить конкурсы, то есть пропагандировать несправедливо забытую жемчужину народной мудрости.

Занятия в вокальном ансамбле оказали непосредственное влияние на развитие наблюдательности школьников, их мышления. Эстетические переживания, которые испытывали воспитанники при коллективном исполнении песен, их слушании, гордость от осознания своей полезности, внимание слушателей (друзей, родителей, старших) способствовали тому, что в экспериментальных классах более чем в три раза увеличилось количество детей, представляющих группу с третьим уровнем сформированности патриотизма и интернационализма, в то время как в контрольных классах изменений практически не произошло.

Поскольку работа с учащимися носила, как правило, коллективный характер и была направлена на создание атмосферы взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимной ответственности друг перед другом и коллективом в целом, без которых невозможно хоровое исполнение башкирских песен, то это влияло на развитие у них способности сочувствовать и сопереживать окружающим, понимать и принимать их горе и радость как свои (индентифицировать себя с ними), оказывать им посильную помощь, проявлять заботу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Способы повышения педагогической культуры родителей
На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи. Она включает следующие аспекты: интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активнос ...

Метод проектов
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Метод ...

Особенности мышления учеников вспомогательной школы при решении учебных задач
Учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения учебных задач. Типичным для учеников–олигофренов является применение примитивных способов решение задач, основывающихся на поверхностном анализе их условий, установлении фрагментарны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru