Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Страница 1

С целью апробации и подтверждения эффективности предложенных нами форм и методов формирования духовной культуры школьников средствами музыки нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Она была проведена на базе средней общеобразовательной школы им. З. Биишевой Кугарчинского района.

Опытно-экспериментальное исследование включало в себя констатирующий и формирующий эксперименты. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в контрольной и экспериментальной группах.

Под нравственно-эстетической оценкой народной песни мы понимаем способность учащихся анализировать отображенные в песне природные и социальные явления действительности и эмоциональное отношение. Исходя из этого определения, мы условно выделяем три уровня нравственно-эстетической оценки башкирской песни у школьников: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий).

Первый уровень (низкий). Для данного уровня характерными являются суждения детей, которые включают в себя простейший вид обобщения, выполненного в плане непосредственного восприятия и описания внешних особенностей содержания башкирской песни.

Второй уровень (средний). Нравственно-эстетическую оценку башкирской композиторской песни на данном уровне можно представить как способность учащихся к эмпирическому обобщению содержания музыкального произведения. Суждения данного уровня основаны на действии сравнения

Третий уровень (высокий). Исходной основой для высокого уровня нравственно-эстетической оценки выступает теоретическое обобщение, характерной особенностью которого является анализ эмпирических данных с целью выделения существенных внутренних связей какого-либо объекта. В данном случае – анализ нравственно-эстетических особенностей башкирской песни.

Выявленные уровни могут быть выражены в системе оценок следующим образом: 1 балл соответствует низкому уровню, 2 балла - среднему, 3 балла - высокому уровню нравственно-эстетической воспитанности детей, что значительно упрощает оценивание результата, позволяет контролировать и совершенствовать процесс нравственно-эстетического воспитания детей.

Прежде чем начать исследование, мы провели анкетирование школьников с целью выявления их музыкальных вкусов, интересов, потребностей и способностей, а также определения необходимых педагогических условий эффективного использования музыки башкирских композиторов Зауралья в практике национальной школы. Нами были предложены следующие вопросы:

1. Нравятся вам башкирские композиторские песни или не нравятся?

2. Если нравятся, то почему? (Если не нравятся, то почему?)

3. С какими башкирскими композиторами вы знакомы?

4. Какие башкирские песни вы можете исполнить (спеть)?

5. О ком (о чём) поётся, рассказывается в башкирских песнях? Почему?

6. Назовите, какие башкирские народные музыкальные инструменты вы знаете?

7. Хотели бы вы узнать больше о башкирской музыке?

Проанализировав ответы детей, мы выяснили, что 39% учащихся контрольного класса и 35% учащихся экспериментального класса проявляют отрицательное отношение к башкирской песне. Причем, больше половины из них не смогли объяснить, почему им не нравится башкирская песня.

Из общего числа опрошенных учащихся 50% не знают причины своего положительного или отрицательного отношения к башкирской песне. Дети, которые пытались объяснить эту причину, высказали следующие суждения:

Светлана Ю: «Мне нравятся башкирские народные песни, потому что они веселые, их поют хорошо».

Айгуль К.: «Мне нравятся башкирские песни, потому что в них хорошие слова».

Айнур И.: «Народные песни мне нравятся потому, что у них очень хороший мотив».

Итак, можно сказать, что школьников сложилось определенное позитивное или негативное отношение к башкирской музыке композиторов Зауралья. Вместе с тем большинство ребят оказались не в состоянии объяснить то или иное свое отношение к музыке или высказали недостаточно глубокие суждения. Это свидетельствует о том, что у детей данного возраста еще не сложились прочные и глубокие представления о народной песне.

Сравнивая показатели, полученные в результате анализа ответов учащихся первого и второго классов, мы видим, что отношение детей семилетнего возраста к башкирской песне несколько отличается от отношения учащихся второго класса. Вместе с тем ответы всех обследованных детей показывают достаточно низкий уровень их представлений о башкирской песне. Так, было установлено, что 45 % учащихся не смогли назвать ни одной башкирской песни. А исполнить хотя бы один куплет названной песни из общего числа опрошенных смогли лишь 35 % детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Диагностика физической подготовленности
Умение контролировать уровень достигнутых ребенком результатов – необходимое условие грамотного процесса физического воспитания. Каждому человеку, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть элементарными приемами, (тестами), позволяющими судить об уровне развития, состояния здоровья и физическ ...

Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся
Воспитательные возможности детских песен башкирских композиторов. Духовное воспитание школьников – один из актуальнейших вопросов деятельности современной школы. Прежде чем приступить к анализу идейно-нравственного содержания детских песен башкирских композиторов, мы раскроем вопрос формирования и ...

Практическое изучение речевой готовности дошкольников к школе
Цель: Выявить уровень сформированности коммуникативно-речевой готовности дошкольников. Практическое исследование проходило в августе 2008 года, для эксперимента было отобрано две группы: экспериментальная и контрольная (по 10 детей), дошкольники подготовительной группы, посещающие МОУ ДОУ №31 г. За ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru