Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Страница 1

С целью апробации и подтверждения эффективности предложенных нами форм и методов формирования духовной культуры школьников средствами музыки нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Она была проведена на базе средней общеобразовательной школы им. З. Биишевой Кугарчинского района.

Опытно-экспериментальное исследование включало в себя констатирующий и формирующий эксперименты. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в контрольной и экспериментальной группах.

Под нравственно-эстетической оценкой народной песни мы понимаем способность учащихся анализировать отображенные в песне природные и социальные явления действительности и эмоциональное отношение. Исходя из этого определения, мы условно выделяем три уровня нравственно-эстетической оценки башкирской песни у школьников: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий).

Первый уровень (низкий). Для данного уровня характерными являются суждения детей, которые включают в себя простейший вид обобщения, выполненного в плане непосредственного восприятия и описания внешних особенностей содержания башкирской песни.

Второй уровень (средний). Нравственно-эстетическую оценку башкирской композиторской песни на данном уровне можно представить как способность учащихся к эмпирическому обобщению содержания музыкального произведения. Суждения данного уровня основаны на действии сравнения

Третий уровень (высокий). Исходной основой для высокого уровня нравственно-эстетической оценки выступает теоретическое обобщение, характерной особенностью которого является анализ эмпирических данных с целью выделения существенных внутренних связей какого-либо объекта. В данном случае – анализ нравственно-эстетических особенностей башкирской песни.

Выявленные уровни могут быть выражены в системе оценок следующим образом: 1 балл соответствует низкому уровню, 2 балла - среднему, 3 балла - высокому уровню нравственно-эстетической воспитанности детей, что значительно упрощает оценивание результата, позволяет контролировать и совершенствовать процесс нравственно-эстетического воспитания детей.

Прежде чем начать исследование, мы провели анкетирование школьников с целью выявления их музыкальных вкусов, интересов, потребностей и способностей, а также определения необходимых педагогических условий эффективного использования музыки башкирских композиторов Зауралья в практике национальной школы. Нами были предложены следующие вопросы:

1. Нравятся вам башкирские композиторские песни или не нравятся?

2. Если нравятся, то почему? (Если не нравятся, то почему?)

3. С какими башкирскими композиторами вы знакомы?

4. Какие башкирские песни вы можете исполнить (спеть)?

5. О ком (о чём) поётся, рассказывается в башкирских песнях? Почему?

6. Назовите, какие башкирские народные музыкальные инструменты вы знаете?

7. Хотели бы вы узнать больше о башкирской музыке?

Проанализировав ответы детей, мы выяснили, что 39% учащихся контрольного класса и 35% учащихся экспериментального класса проявляют отрицательное отношение к башкирской песне. Причем, больше половины из них не смогли объяснить, почему им не нравится башкирская песня.

Из общего числа опрошенных учащихся 50% не знают причины своего положительного или отрицательного отношения к башкирской песне. Дети, которые пытались объяснить эту причину, высказали следующие суждения:

Светлана Ю: «Мне нравятся башкирские народные песни, потому что они веселые, их поют хорошо».

Айгуль К.: «Мне нравятся башкирские песни, потому что в них хорошие слова».

Айнур И.: «Народные песни мне нравятся потому, что у них очень хороший мотив».

Итак, можно сказать, что школьников сложилось определенное позитивное или негативное отношение к башкирской музыке композиторов Зауралья. Вместе с тем большинство ребят оказались не в состоянии объяснить то или иное свое отношение к музыке или высказали недостаточно глубокие суждения. Это свидетельствует о том, что у детей данного возраста еще не сложились прочные и глубокие представления о народной песне.

Сравнивая показатели, полученные в результате анализа ответов учащихся первого и второго классов, мы видим, что отношение детей семилетнего возраста к башкирской песне несколько отличается от отношения учащихся второго класса. Вместе с тем ответы всех обследованных детей показывают достаточно низкий уровень их представлений о башкирской песне. Так, было установлено, что 45 % учащихся не смогли назвать ни одной башкирской песни. А исполнить хотя бы один куплет названной песни из общего числа опрошенных смогли лишь 35 % детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Становление и развитие отечественных дидактических систем
По мнению В.А. Сластенина, становление дидактических систем в России связано с осознанием необходимости светских школ, что легло в основу поисков соответствующих систем обучения. На смену средневековому мышлению приходит умственная деятельность, связанная с изучением науки. Классно-урочная система ...

Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения дошкольников в средней группе, необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приё ...

Педагогические основы нравственного воспитания
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — считает И.Ф. Харламов . Термин «нравствен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru