Возможности использования метода проектов в дошкольном образовании исследованы в меньшей степени. Есть работы И.В. Штанько (Москва). Н. Комратова (Н. Новгород), но больше - это публикации практиков.
И.В. Штанько считает метод проектов одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается, утверждает И.В. Штанько, самостоятельная и коллективная творческая завешенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Тематика и содержание проектов для детей может быть очень разнообразной. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом - игровых, творческих, познавательных, можно предположить, по мнению И.В. Штанько, следующую типологию и тематику проектов.
Игровые:
"Игра-путешествие в подводное царство";
Сюжетно-ролевая игра "Театр";
Игра "Строим город будущего";
"Путешествие в древний мир";
"Строим сказочный снежный городок".
Творческие:
осенний (весенний, зимний) вернисаж;
музыкальная сказка (по выбору);
настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
"Весенняя ярмарка";
создание фильмотеки рисованных диафильмов.
Познавательные:
журнал "Почемучка";
"Путешествие в царство математики";
КВН;
конкурс "Моя родословная";
музей народной культуры;
"Красная Книга" (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
постановка цели;
поиск формы реализации проекта;
разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
организация развивающей, познавательной, предметной среды;
определение направлений поисковой и практической деятельности;
организация совместной (педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности);
работа над частями проекта, коррекция;
коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась "фоном" к эвристической и поисковой деятельности.
К этой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, т.к. один ребенок с этой деятельностью не справится.
По теме проекта воспитатель предлагает детям задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель мог представить справочный, практический материал или порекомендовать где его можно найти.
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продуманной так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Другое по теме:
Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального
отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет. Исходя из цели исследования определены следующие задачи: 1. Выявить уровень знаний о неживой природе 2. Выявить уровень знаний о ...
Психологические особенности начального этапа обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до10-11 лет (1 – 4 классы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста нельзя считать неизменяемыми. Они зависят от готовности ребенка к школе, а так же от того, с какого времени начинается и как идет обучение ...
Особенности речевого развития ребенка 3-х летнего возраста
Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и ...