Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Страница 3

Как видим из таблицы, в момент проведения констатирующего эксперимента подавляющее большинство учащихся (84% в экспериментальных и 89% в контрольных классах) имели средний и низкий уровень сформированности нравственно-эстетической оценки. Высокий уровень сформированности измеряемого качества имели 15,5% учащихся экспериментальных и 23% учащихся контрольных классов (в таблице представлены результаты констатирующей части эксперимента с 40 учащимися).

С целью повышения интереса к музыке башкирских композиторов Зауралья нами был проанализирован песенный материал, на основе которого строились все музыкальные занятия. В него вошли башкирские песни композиторов Зауралья: Зиннуровой А.С., Муратова Ю., Файзуллиной З.Х.

В ходе эксперимента мы провели серию нетрадиционных уроков по изучению башкирской музыкальной культуры таких, как урок путешествие по страницам музыкального фольклора, урок-концерт по творчеству Ю. Муратова, урок-монография с композитором А. Зиннуровой, интегрированный урок музыки и родного языка с композитором З. Файзуллиной.

Исследования позволили сделать вывод о том, что нетрадиционные типы уроков музыки дают ученикам осознание сотворчества с композитором формируют чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором. Однако это им доступно лишь при условии сформированности нравственно-эстетического отношения к музыке. О развитости нравственно-эстетического отношения к музыке говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Учитывая тот фактор, что нравственно-эстетическое отношение к музыке формируется в практической деятельности при восприятии, исполнении, оценке музыки и т.п., мы целенаправленно проводили работу с учащимися экспериментальных классов по расширению их музыкальных предпочтений в области башкирской композиторской музыки. Эта работа проявлялась в проведении нестандартных уроков, внеклассных форм занятий по музыке с учащимися. Особый интерес у школьников вызвали уроки-путешествия, уроки-спектакли, уроки-экскурсии, проводимые в Башкирской государственной филармонии, посещение драматических спектаклей по произведениям башкирских композиторов, авторские вечера композиторов и музыкантов-исполнителей, певцов и танцоров и т.д.

Отдельные срезы экспериментального исследования показали, что для углубления и развития нравственно-эстетического отношения к башкирской музыке, расширения кругозора и повышения уровня духовной культуры на основе изучения традиций башкирской музыки необходимо применение в учебно-воспитательном процессе активных, в том числе контрастных, проблемно-поисковых методов и приемов, нетрадиционных форм уроков, таких, как урок-монография, урок-концерт, а также нестандартных внеклассных и внешкольных занятий с учетом регионального компонента.

Раскроем подробнее методы, которые были использованы в нашей исследовательской работе.

Метод создания проблемно-поисковых ситуаций относится к методам стимулирования музыкальной деятельности учащихся. Он активизирует мышление детей, концентрирует слуховое внимание учащихся, развивает творческие способности. Например, при разучивании башкирского танца учащимся предлагается определить, как его лучше исполнить: парами или стоя в кругу. Можно предложить школьникам выбрать детские музыкальные инструменты, которые, по их мнению, будут подчеркивать выразительность музыкального образа при исполнении сопровождения к произведению.

Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуаций успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения, например, из-за отсутствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования. Поощряя ребят, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни. Некоторые учащиеся испытывают чувство неуверенности, боязни при выполнении творческих заданий, когда педагог предлагает сочинить свою песню или свой танец. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.

При разработке содержания и форм внеурочной музыкальной деятельности школьников по изучению башкирской музыки мы опирались на основные требования системы школьного музыкального воспитания: заинтересованность, доступность, художественная образность; развитие творческих и музыкальных способностей; формирование эмоциональной отзывчивости на традиции национальной музыкальной культуры своего и других народов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Счет с участием разных анализаторов, упражнения в запоминании чисел
Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетают с тренировкой в счете с участием различных анализаторов: в счете звуков, движений, в счете предметов путем ощупывания. Упражнения по-разному комбинируют. Например, дети отсчитывают столько же игрушек, сколько звуков о ...

Методические особенности изучения раздела «Алгоритм и исполнители»
Прежде всего необходимо сказать, что общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом, определяющим требования: · к месту базового курса информатики в учебном плане школы; · к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания образовательной о ...

Место магистратуры в современной модели инженерного образования
Инженерное образование всё ещё является важной составляющей отечественной системы высшего профессионального образования – более 30% выпускников наших вузов получают образование по направлениям и специальностям в области техники и технологии. Так, при распределении бюджетных мест в 2010/2011 учеб. г ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru