Педагогика и воспитание » Особенности преподавания химии на примере темы "Водород" » Методика изучения темы «Получение водорода, его физические и химические свойства»

Методика изучения темы «Получение водорода, его физические и химические свойства»

Страница 1

Изучение водорода начинают с получения его. Учитель демонстрирует опыт, а учащиеся описывают свои наблюдения, отмечая «кипение» кислоты при соприкосновении с цинком. Такой факт дает возможность при обсуждении данных эксперимента обратить внимание учащихся на то, что внешние проявления различных по сущности процессов могут быть сходными. Следует побеседовать о кипении, как физическом явлении. Учащиеся должны припомнить определение кипения как перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. При кипении жидкости ее пары в виде пузырьков выходят на поверхность и смешиваются с окружающим воздухом. При охлаждении происходит конденсация паров в жидкость. Молекулы при этом не изменяются, новое вещество не образуется. Учитель может подвести учащихся к выводу о качественно иной природе наблюдаемого явления. Можно ли предположить, что наблюдаемое явление —не кипение? Нагревание не проводили, вещества лишь соприкасались друг с другом (цинк с соляной кислотой). А это — одно из условий химической реакции. Как доказать, что образовавшийся газ — новое вещество? В первую очередь следует проверить, не поддерживает ли он горение, как кислород, и не гасит ли зажженную лучинку, как углекислый газ. В результате опытов выявляется новое свойство: водород —горючий газ. Так как ни цинк, ни кислота таким свойством не обладают, значит, образующийся при их взаимодействии газ-г действительно новое вещество.

Можно обсудить с учащимися вопрос о том, из какого вещества выделяется водород. Наблюдения показывают, что пузырьки газа отрываются от поверхности металла. Г. Кавендиш, открывший водород, так и считал, что металл — источник газа. Учащимся же известно, что металлы — простые вещества. Если провести ряд опытов, показывающих, как взаимодействуют разные металлы с одной и той же кислотой и один и тот же металл с разными кислотами, то можно наблюдать во всех случаях выделение водорода. На основании этих наблюдений учащиеся сделают вывод о том, что водород входит в состав кислот. Но почему же реакция идет на поверхности металла? Вопрос заставляет еще раз обратить внимание на то, что именно поверхность металла соприкасается с кислотой и атомы металла вытесняют из неё водород. Как подтвердить правильность вывода? Учащиеся нередко предлагают изменить размер поверхности соприкосновения металла с кислотой. Они высказывают предположение, что при увеличении поверхности реакция пойдет быстрее, а при уменьшении — медленнее. Рассуждение ведется по аналогии с тем, что происходит в процессе сжигания разных видов топлива. Учитель может вновь провести опыт, одновременно опуская в одинаковые растворы кислоты, взятой в равных объемах, одинаковые навески металла, но в одном случае металл — в виде целой пластины, а в другом — несколько кусочков металла или порошок. Так можно сделать вывод о зависимости скорости реакции от количественного фактора — площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Учитель должен экспериментально доказать образование сложного вещества хлорида цинка. После того как учащиеся самостоятельно определят тип протекающей реакции и рассмотрят ее сущность с точки зрения атомно-молекулярной теории, учитель может отметить, что при этом происходят два взаимно противоположных, но связанных друг с другом процесса: разъединение водорода и хлора в молекулах НС1 и соединение хлора и цинка, в результате чего образуется хлорид цинка. Любая химическая реакция представляет собой единство двух противоположных процессов.

Обсуждая устройство и работу приборов для получения и собирания, водорода, учитель должен опираться на знания учащихся о причинно-следственной связи и обсудить вопрос о соответствий конструкции приборов их назначению.

При получении водорода и изучении его физических свойств необходимо сравнить их с физическими свойствами кислорода и сделать вывод о различии и сходстве способов собирания этих газов в сосуды.

При сравнительном изучении химических свойств водорода и кислорода необходимо обратить внимание учащихся на то, что водород и кислород вступают в химические реакции как с простыми веществами, так и со сложными. Водород проявляет свойства восстановителя, а кислород —окислителя. Водород и кислород как простые вещества обладают противоположными химическими свойствами: водород горит в воздухе, а кислород не горит, но поддерживает горение других веществ. Взаимодействуя между собой, водород и кислород образуют совершенно непохожее на них новое вещество — воду, которая не горит и не поддерживает горения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Система организации русской лексики как основа изучения тематической группы наименований лица по профессии и роду занятий
Лексика русского языка – это упорядоченное множество элементов, связанных определенными отношениями. Несмотря на то, что лексическая система достаточно открыта, а само количество элементов несоизмеримо велико по сравнению с элементами других систем, лексика все же представляет собой относительно ус ...

Характеристика понятий «знаковое опосредствование», «совокупное действие» и «открытое действие»
Знак является следом активного поведения присутствия другого в человеке. Д.Б. Эльконин пишет «Первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств или в других к ...

Методология и принципы построения работы
Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных подходах. Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях: Окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным ми ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru