Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Страница 5

Совместное прослушивание, обсуждение музыкальных произведений, необходимость выбора коллективом, а значит и большинством учащихся определенного отношения к нему, требовало от ребят проявления терпимости к окружающим, умения выслушать мнение другого и высказать свое собственное. А коллективное исполнение произведений народного музыкально-поэтического творчества, восприятие детьми красоты и гармонии звучания всего хора, где каждый понимает, что он лишь маленькая частица целого коллектива, что без единства всех не будет песни, что ошибка одного способна погубить ее красоту, способствовало формированию у младших школьников чувства коллективизма.

Занятия требовали от школьников проявления таких качеств личности, как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, уважительное, бережное отношение к башкирским народным и композиторским песням. Разучивание школьниками песен, работа над ними развивали устойчивость их внимания, память, логическое мышление; стремление к достижению поставленной цели - исполнение произведений не только на учебных занятиях, но и перед широким кругом слушателей - требовало от каждого настойчивости, терпения, формировало привычку трудиться не только самому, но вместе со всеми. Понимание детьми необходимости объединения усилий каждого для достижения общей цели, совместное переживание исполнительских успехов и неудач, благодарность аудитории, эмоциональная удовлетворенность не только результатами, но и процессом деятельности в ансамбле - все это существенным образом отразилось на сформированности у учащихся такого нравственно-эстетического качества личности, как трудолюбие.

Таким образом, можно говорить о том, что использование системы педагогических ситуаций при организации учебно-воспитательного процесса с учащимися позволяет получить существенные изменения в поведении и деятельности учащихся, проявлении ими таких нравственно-эстетических качеств личности, как патриотизм и интернационализм, коллективизм, трудолюбие, что нашло свое выражение также в повышении уровня нравственно-эстетической воспитанности школьников, а именно в активном участии учащихся экспериментальных классов в самодеятельно-творческой, художественно-исполнительской деятельности; развитии находчивости, инициативности, самостоятельности, артистичности, выразительности исполнения.

Отличительной чертой учащихся экспериментальных групп стало также и то, что при высказывании своих мыслей, переживаний, впечатлений, проявляющихся в форме эстетических суждений о произведениях народного музыкально-поэтического творчества, литературы, изобразительного искусства, они подключали воображение, фантазию, более глубоко анализировали и оценивали нравственную сущность поступков и поведения окружающих.

Проверка эффективности педагогических условий использования башкирской музыки в практике современной школы была осуществлена на этапе формирующего эксперимента.

Процесс уточнения и реализации педагогических условий строился в соответствии с выявленными уровнями нравственно-эстетической оценки башкирской музыки школьниками и факторами, влияющими на их сформированность.

На начальном этапе названного процесса мы способствовали формированию интереса, потребности и сознательного отношения школьников к башкирской музыке, подчеркивая ее роль в становлении личности в условиях современной этнокультурной и этносоциальной ситуации.

На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практическое отношение закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения музыкального наследия башкирского народа.

Распределение учащихся экспериментальных и контрольных классов по уровням сформированности национального музыкально-эстетического сознания в конце первого и второго этапов формирующего эксперимента представлено в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 Уровни сформированности нравственно-эстетической оценки детской башкирской музыки (результаты начального этапа эксперимента)

Классы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Экспериментальный класс (20 человека)

4

28

10

48

6

24

Контрольный класс (20 человек)

6

23

9

40

5

38

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Методика изучения темы "Четырехугольники"
Четырехугольники - традиционный для курса планиметрии материал. Как и треугольник, четырехугольник трактуется в одних учебниках как простая замкнутая четырехзвенная ломаная, в других - как часть плоскости, ограниченная такой ломаной. Из всевозможных четырехугольников выделяют выпуклые. Во всех дейс ...

Формирование вероятностного прогнозирования в онтогенезе
Вообще такая способность человека как прогнозирование, антиципация, упреждающий синтез, догадка проявляется в разных видах деятельности человека, это и мыслительная деятельность, и речевая, и учебная, и профессиональная. То есть понятие прогнозирование масштабно по своему значению в жизни человека. ...

Становление и развитие программы Интел «Обучение для будущего» в ГБОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им.И.К. Глушкова»
INTEL "Обучение для будущего" ведется в Оршанском педагогическом колледже с 2006 года. Работа обучающей площадки Программы на базе нашего колледжа началась с обучения 12 тьюторов. С 2006 - 2012 годы существования площадки обучено более 1000 человек, среди них преподаватели колледжа, учите ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru