Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Страница 5

Совместное прослушивание, обсуждение музыкальных произведений, необходимость выбора коллективом, а значит и большинством учащихся определенного отношения к нему, требовало от ребят проявления терпимости к окружающим, умения выслушать мнение другого и высказать свое собственное. А коллективное исполнение произведений народного музыкально-поэтического творчества, восприятие детьми красоты и гармонии звучания всего хора, где каждый понимает, что он лишь маленькая частица целого коллектива, что без единства всех не будет песни, что ошибка одного способна погубить ее красоту, способствовало формированию у младших школьников чувства коллективизма.

Занятия требовали от школьников проявления таких качеств личности, как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, уважительное, бережное отношение к башкирским народным и композиторским песням. Разучивание школьниками песен, работа над ними развивали устойчивость их внимания, память, логическое мышление; стремление к достижению поставленной цели - исполнение произведений не только на учебных занятиях, но и перед широким кругом слушателей - требовало от каждого настойчивости, терпения, формировало привычку трудиться не только самому, но вместе со всеми. Понимание детьми необходимости объединения усилий каждого для достижения общей цели, совместное переживание исполнительских успехов и неудач, благодарность аудитории, эмоциональная удовлетворенность не только результатами, но и процессом деятельности в ансамбле - все это существенным образом отразилось на сформированности у учащихся такого нравственно-эстетического качества личности, как трудолюбие.

Таким образом, можно говорить о том, что использование системы педагогических ситуаций при организации учебно-воспитательного процесса с учащимися позволяет получить существенные изменения в поведении и деятельности учащихся, проявлении ими таких нравственно-эстетических качеств личности, как патриотизм и интернационализм, коллективизм, трудолюбие, что нашло свое выражение также в повышении уровня нравственно-эстетической воспитанности школьников, а именно в активном участии учащихся экспериментальных классов в самодеятельно-творческой, художественно-исполнительской деятельности; развитии находчивости, инициативности, самостоятельности, артистичности, выразительности исполнения.

Отличительной чертой учащихся экспериментальных групп стало также и то, что при высказывании своих мыслей, переживаний, впечатлений, проявляющихся в форме эстетических суждений о произведениях народного музыкально-поэтического творчества, литературы, изобразительного искусства, они подключали воображение, фантазию, более глубоко анализировали и оценивали нравственную сущность поступков и поведения окружающих.

Проверка эффективности педагогических условий использования башкирской музыки в практике современной школы была осуществлена на этапе формирующего эксперимента.

Процесс уточнения и реализации педагогических условий строился в соответствии с выявленными уровнями нравственно-эстетической оценки башкирской музыки школьниками и факторами, влияющими на их сформированность.

На начальном этапе названного процесса мы способствовали формированию интереса, потребности и сознательного отношения школьников к башкирской музыке, подчеркивая ее роль в становлении личности в условиях современной этнокультурной и этносоциальной ситуации.

На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практическое отношение закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения музыкального наследия башкирского народа.

Распределение учащихся экспериментальных и контрольных классов по уровням сформированности национального музыкально-эстетического сознания в конце первого и второго этапов формирующего эксперимента представлено в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 Уровни сформированности нравственно-эстетической оценки детской башкирской музыки (результаты начального этапа эксперимента)

Классы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Экспериментальный класс (20 человека)

4

28

10

48

6

24

Контрольный класс (20 человек)

6

23

9

40

5

38

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в
XIX век привнёс в школьное историческое образование перемены. Всю школьную систему и содержание образования в этом столетии можно условно разделить на 4 периода. 1-й – с начала XIX в. до 1817 г. – период либеральных реформ; 2-й – с 1817 г. по сер. 1850 гг. – период реакции; 3-й-с сер. 1850-х до сер ...

Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка
Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и лис ...

Основные учебно-воспитательные задачи педагогического коллектива
Ведущим направлением методической работы в колледже на 2009 - 2010 учебный год должно стать внедрение современных образовательных технологий (СОТ) или их элементов в образовательный процесс с целью активизации познавательной деятельности студентов и повышения уровня их общих и профессиональных комп ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru