Педагогика и воспитание » Роль картографической наглядности в обучении истории » Картографические знания как условие успешного усвоения исторического материала

Картографические знания как условие успешного усвоения исторического материала

Страница 4

Роль карты как источника знаний возрастает и работе со старшеклассниками. Зная территорию восстания, ученики определяют состав восставших; сопоставляя карты разных периодов, устанавливают основные территориальные изменения; характеризуют экономическое положение Севера и Юга США перед граждан­ской войной; на основе карт выявляют экономическое положение России в середине XIX и начале XX в.

При изучении экономического развития России в XVII в. ученикам предлагается по карте объяснить предпосылки образования и сущность всероссийского рынка . На основе карты ученики могут рассказать о специализации районов и городов в производстве товаров. Центральная Черноземная область, Среднее Поволжье, Башкирия — производство на продажу хлеба; западные области страны — выращивание льна и конопли; Сибирь добыча пушнины; Москва, Тула железоделательное, ремесленное производства; Поморье, Сольвычегодск, Соль-Камская добыча соли.

В результате работы учителя, согласно программным требованиям, ученики должны приобрести следующие картографические знания, умения и навыки:

а) знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период; на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

б) уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление. Имеются, например, картосхемы; «Бородинская битва 1812г.», «Синопское сражение 1853г.», «Оборона Севастополя 1854 1855 гг.», «Начало формирования всероссийского рынка».

Могут быть также самодельные картосхемы краеведческого характера, например: места основания мануфактур, набегов монголо-татар и сражений с ними, партизанских действий.

Планы на местности (или локальные платя) по содержанию близки к картосхемам. Они содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, водоемов, улиц и площадей. Основу планов составляет картографическое изображение реальной местности. Планы копируют на пленку и демонстрируют при помощи кодоскопа.

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты применяются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта
Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Так же метод- это способ, посредством которого познаётся предмет науки. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и о ...

Сангина
Сангина (от лат. sanguineus — кроваво-красный). 1) Палочки-карандаши без оправы, красно-коричневых тонов (из коалина и оксидов железа). 2) Техника рисунка с помощью сангины. Известна с эпохи Возрождения. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. Сангину, ...

Организация теоретического обучения образовательного учреждения
В ГБОУСПО СО ППК для проведения профессиональной подготовки имеется необходимая техника и оборудование. Оборудование и оснащение учебных помещений, комплексное обеспечение учебными, методическими пособиями, наличие технических средств обучения, дидактическое оснащение учебного процесса полностью об ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru