Новая педагогика » Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, воспитание ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не воспитаны нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то воспитание нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения.

Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.

Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми - очень длительный тонкий и сложный процесс. Необходимо отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре воспитываются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью.

Использование сюжетно-ролевых игр способствует оптимальной возможности воспитания основ вежливости.

Вопросы овладения категориями вежливости у детей старшего дошкольного возраста нашла разработку в трудах отечественных педагогов и психологов – А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.И. Божовича, Н.Д. Левитова, А.А. Люблинской, Е.И. Радиной, В.А. Горбачевой, Я.3. Неверович, Л.П. Васильевой - Гангус, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, И. Н. Курочкиной, О.Ю. Безгиной, Р.С. Буре др.

Некоторые аспекты особенностей содержания и организации процесса игры как средства воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Д.Б. Эльконина, Д.А. Виноградовой, С.Н. Карповой, Л.Г. Лысюк, З.М. Богуславской, О.Е. Смирновой и др.

Однако необходимо отметить, что анализ теоретических исследований, программно-методических материалов позволили установить, что в дошкольном образовательном учреждении недостаточно используются возможности сюжетно-ролевой игры в процессе формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте.

С учетом существующего недостатка можно выделить следующее

противоречие между задачей формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевой игры, обеспечивающих успешность её решения.

В качестве проблемы исследования выступает следующий вопрос - каковы возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

Тема исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте»

Учитывая тему и ее актуальность, в качестве цели дипломной работы выступает изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования является формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте.

Предметом исследования выступает сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста, если:

1. будет проведена предварительная работа по накоплению понятий и слов культурного этикета;

2. дети будут не только знать, но и понимать нравственную основу вежливости;

3. формирование вежливости дошкольников будет происходить в сотрудничестве с семьей.

В соответствии с целью исследования, определения его объекта, предмета, проблемы, а также гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;

2. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;

3. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.

Для решения указанной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы,

эксперимент;

изучение и анализ педагогической документации;

беседа, опрос, анкетирование.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия «вежливость», особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе ДОУ и родителей при решении проблем вежливого общения в старшем дошкольном возрасте.


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru