Словосочетание, как и слово, называется предметы, действия и признаки, но более конкретно: стол и письменный стол, читать и читать книгу, большой и очень большой. В речевой практике словосочетание, как правило, используется не самостоятельно, а в предложении. В предложении выделяется несколько словосочетаний. Модели словосочетаний усваиваются человеком в детстве. Упражнения в выделении, составлении, преобразовании и использований словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру, вырабатывают у детей речевую интуицию, без которой невозможно подлинное овладение языком.
В словосочетании закрепляются традиционные связь между словами, так называемая словесная: можно сказать: возникли опасения, но нельзя сказать явились опасения, хотя слова возникли и явились – синонимы. В словосочетании образуются словесные ассоциации.
Например, слово, погода вызывает ассоциации со словами хорошая, плохая, холодная, теплая и так далее.
Для эффективного освоения материала и с целью развития речи и мышления учащихся разработана система работы над словосочетанием. Выделяются три этапа системы:
1.Пропедевтические (предварительные подготовительные) наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Словосочетание» в 3 классе.
2.Знакомство с понятием «словосочетание» и особенностями словосочетаний.
3.Углубление знаний о словосочетании, об особенностях словосочетаний, формирование навыков использования знаний о связи слов.
Рассмотрим эти этапы.
Пропедевтика изучения словосочетания начинается во 2 классе, когда не вводится ещё понятие «словосочетание». На данном этапе рассматривается связь слов, учащиеся учатся задавать смысловые вопросы к словам в рамках предложения. Следовательно, этот этап по существу начинается уже с 1 класса. Цель пропедевтической работы состоит в проведении подготовительной работы в рамках основной синтаксической единицы- предложения.
Задачи: 1 - научить учащихся находить основу предложения;
2- научить учащихся устанавливать связь слов в предложении;
3- формировать умения учащихся по составлению предложений из слов, устанавливая между ними связь по вопросам.
На данном этапе используются специальные упражнения.
Знакомство с понятием «словосочетание» проходит в 3 классе. Здесь проходит ознакомление учащихся не только с самим понятием, но и с особенностями словосочетаний.
Цель второго этапа: знакомство с понятием «словосочетание», с особенностями словосочетания.
Задачи: 1 - познакомить учащихся с понятием «словосочетание» и с его особенностями
2 - совершенствовать умения учащихся устанавливать по вопросам связь между словами;
3 - научить вычленять словосочетания из предложения;
4 - учить производить синтаксический разбор предложений;
5 - учить составлять словосочетания;
6 - учить отделять словосочетания от других сочетаний слов (от предикативных сочетаний, от сочинительного ряда слов).
На данном этапе применяются специальные упражнения
Цель третьего этапа - получение новых знаний по теме на основе более сложного материала, закрепление старых знаний.
Задачи: 1 - совершенствовать знания учащихся о связи слов в предложении, о словосочетании;
2- развивать умения учащихся вычленять словосочетания из предложений;
3- совершенствовать знания и умения уч-ся по синтаксическому разбору предложений, по установлению связи между словами по вопросам в рамках предложения;
4- совершенствовать коммуникативные навыки;
5- учить составлять связный текст с учётом закона сочетаемости слов.
С целью решения этих задач применяются специальные упражнения
Знакомство со словосочетанием полезно провести на основе показа связи двух слов. К примеру, учитель предлагает данные на доске слова объединить по смыслу, записать образованные словосочетания.
День осенние; солнце, раннее; погода, холодная; дожди, частые. Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день,
Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день, словосочетание осенний день.
Работа над словосочетанием проводится:
- как выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов;
- в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении частей речи и при активизации новых словосочетаний.
Другое по теме:
Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов
вычислений в 5- 6 классах
Фрагмент урока №1 Класс
: шестой Тема
: «Умножение положительных и отрицательных чисел» Тип урока
: закрепление нового материала Цель фрагмента
: на основе правил сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел без вычислений, путем рассуждений (экономя тем самым время), выполнять задания ...
Второй иностранный язык в сельской национальной школе
В статье обосновывается актуальность и рассматривается специфика обучения французскому языку как второму иностранному после английского в сельской якутской школе. Изучение второго иностранного языка всё более становится практической необходимостью не столько с целью сохранения и пропаганды французс ...
Система комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного
возраста этических представлений
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования: 1. Определить основные направления работы по формированию этических представлений у дошкольников. 2. Разработать и апробировать систему работы по формированию этических представлений у детей ...