Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 1

Словосочетание, как и слово, называется предметы, действия и признаки, но более конкретно: стол и письменный стол, читать и читать книгу, большой и очень большой. В речевой практике словосочетание, как правило, используется не самостоятельно, а в предложении. В предложении выделяется несколько словосочетаний. Модели словосочетаний усваиваются человеком в детстве. Упражнения в выделении, составлении, преобразовании и использований словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру, вырабатывают у детей речевую интуицию, без которой невозможно подлинное овладение языком.

В словосочетании закрепляются традиционные связь между словами, так называемая словесная: можно сказать: возникли опасения, но нельзя сказать явились опасения, хотя слова возникли и явились – синонимы. В словосочетании образуются словесные ассоциации.

Например, слово, погода вызывает ассоциации со словами хорошая, плохая, холодная, теплая и так далее.

Для эффективного освоения материала и с целью развития речи и мышления учащихся разработана система работы над словосочетанием. Выделяются три этапа системы:

1.Пропедевтические (предварительные подготовительные) наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Словосочетание» в 3 классе.

2.Знакомство с понятием «словосочетание» и особенностями словосочетаний.

3.Углубление знаний о словосочетании, об особенностях словосочетаний, формирование навыков использования знаний о связи слов.

Рассмотрим эти этапы.

Пропедевтика изучения словосочетания начинается во 2 классе, когда не вводится ещё понятие «словосочетание». На данном этапе рассматривается связь слов, учащиеся учатся задавать смысловые вопросы к словам в рамках предложения. Следовательно, этот этап по существу начинается уже с 1 класса. Цель пропедевтической работы состоит в проведении подготовительной работы в рамках основной синтаксической единицы- предложения.

Задачи: 1 - научить учащихся находить основу предложения;

2- научить учащихся устанавливать связь слов в предложении;

3- формировать умения учащихся по составлению предложений из слов, устанавливая между ними связь по вопросам.

На данном этапе используются специальные упражнения.

Знакомство с понятием «словосочетание» проходит в 3 классе. Здесь проходит ознакомление учащихся не только с самим понятием, но и с особенностями словосочетаний.

Цель второго этапа: знакомство с понятием «словосочетание», с особенностями словосочетания.

Задачи: 1 - познакомить учащихся с понятием «словосочетание» и с его особенностями

2 - совершенствовать умения учащихся устанавливать по вопросам связь между словами;

3 - научить вычленять словосочетания из предложения;

4 - учить производить синтаксический разбор предложений;

5 - учить составлять словосочетания;

6 - учить отделять словосочетания от других сочетаний слов (от предикативных сочетаний, от сочинительного ряда слов).

На данном этапе применяются специальные упражнения

Цель третьего этапа - получение новых знаний по теме на основе более сложного материала, закрепление старых знаний.

Задачи: 1 - совершенствовать знания учащихся о связи слов в предложении, о словосочетании;

2- развивать умения учащихся вычленять словосочетания из предложений;

3- совершенствовать знания и умения уч-ся по синтаксическому разбору предложений, по установлению связи между словами по вопросам в рамках предложения;

4- совершенствовать коммуникативные навыки;

5- учить составлять связный текст с учётом закона сочетаемости слов.

С целью решения этих задач применяются специальные упражнения

Знакомство со словосочетанием полезно провести на основе показа связи двух слов. К примеру, учитель предлагает данные на доске слова объединить по смыслу, записать образованные словосочетания.

День осенние; солнце, раннее; погода, холодная; дожди, частые. Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день,

Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день, словосочетание осенний день.

Работа над словосочетанием проводится:

- как выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов;

- в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении частей речи и при активизации новых словосочетаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Методика преподавания математики как наука. Основные вопросы изучения
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной учебной задачи. Существуют разные точки зрения на содержание понятия «методика». Одни, признавая методику наукой педагогической, рассматр ...

Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников средствами лепки
На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить учащихся с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйст ...

Комментарии к исследованию и анализ результатов
Исследование проводилось с целью анализа примеров медиа-проектов – как в них ставится и ставится ли вообще образовательная задача. Проведенное исследование позволило описать перечень рекомендаций по введению образовательных эффектов в рамках этих проектов. При анализе медиа-проектов было обнаружено ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru