Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 2

Наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка вопросов от главного к зависимому слову. При этом все предложение может предстать перед учащимися как цепь словосочетаний, идущая от предикативной группы.

На краю осеннего леса краснеет высокая рябина.

Рябина краснеет, Рябина высокая, Краснеет на краю, На краю леса, Леса осеннего.

Также важным моментом является образование словосочетаний из отдельных слов.

Например, данные слова объединить по смыслу. Запишите образованные словосочетания. Там, где нужно, изменяйте окончания и вставляйте предлоги.

Урок, чтение; день рождение; друг, птицы; ветка, сирень; дом, дорога; рассказ, лето.

Образец: урок чего? – чтение.

Данные слова объедините по смыслу. Изменяйте окончания, если нужно, вставляйте предлоги. Образованные словосочетания запишите.

Гулять, лес; идти, школа; помочь, товарищ; писать, письмо; сажать, деревья; копать, земля.

Образец: гулять в лесу.

При выполнении этих упражнений дети учатся образовывать словосочетания из данных слов – значит устанавливать между словами логическую и грамматическую связь. Например, из слов день и осенний можно образовывать словосочетания осенний день,

Из слов дожди и частые можно образовать словосочетание частые дожди. При образовании словосочетаний из слов рассказ и лето, идти и школа в состав словосочетаний включает предлог, а зависимое слово изменяет окончание.

Привычка ориентироваться в предложении, в его структуре и в зависимостях между членами дает основу для осознанного пользования синтаксическими конструкциями в собственной речи, особенно письменной.

Школьники работают над словосочетанием в составе предложений, где они выстраиваются в подчинительные цепи и составляют отдельные, изолированные словосочетания, которые затем можно включать в предложения. Иными словами, упражнения могут быть аналитическими и синтетическими. Упражнения соединяют грамматико – орфографическую работу с развитием речи учащихся. Так при изучение склонения имен прилагательных, дети склоняют прилагательное вместе с существительными и составляют предложения с формами косвенных падежей этих словосочетаний.

В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны:

- грамматическую структуру;

- семантику словосочетания выражающего то или иное значение.

Работа над значениями словосочетаний состоит в их соотнесение с реальными предметами, явлениями. Для этого используются наблюдения, картины и воспоминания. Пониманию значений способствуют составлению или замена близкими по смыслу словами и оборотами речи. В иных случаях само словосочетания не объясняется, но указывается, где, в каких условиях, когда имеет место явление или обозначаемое.

Приведем образцы упражнений со словосочетаниями, в которых основное внимание уделяется формированию синтаксического строя речи:

1)Постановка вопросов к подчиненными словам в предложении, выяснения связей между словами.

2) схематическое изображение связей между словами в предложении:

Солнышко отражается

Весенние в озере

Упражнения указанных видов вряд ли могут увлечь детей, но они необходимы, их результаты скажутся позднее. Умение разбираться в связях между словами в предложении помогает школьниками строить более сложные конструкции.

3) Объединение значений встретившихся в текстах словосочетаний.

4)Составление словосочетаний с новыми словами.

5)Усвоение оборотов речи, устойчивых сочетаний.

6) Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи.

7) Преобразование, изменение словосочетаний путем замены одного или двух слов.

При всем внимании, уделяемом словосочетанию в системе формирования синтаксического строя речи и ее развития следует работу над словосочетанием выводить на более высокую ступень речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности
Проектирование как тип деятельности направлено на реализацию человеком своих идеальных схем и образов. Проектность – определяющая стилевая черта современного мышления, признак современной культуры, противопоставляющей себя канонической культуре. Проектная культура в предельном смысле предполагает с ...

История формирования понятия числа
Несомненно, что для школьной математики число является тем понятием, с которого начинается обучение и которое сопровождает школьника до конца обучения. Понятие целого числа возникло в незапамятные времена. Вначале это было вызвано необходимостью считать конкретные предметы: пять овец, восемь мужчин ...

Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке. Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru