Педагогика и воспитание » Особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры » Особенности обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста

Особенности обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста

По мере созревания опорно-двигательного аппарата и центральных механизмов регуляции способность к овладению новыми движениями возрастает. Дети младшего школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения. Скорость научения и закрепления и закрепления новых двигательных навыков во многом зависит от мастерства учителя, умелого подкрепления, стимулирования интереса к занятиям. Поэтому как в физиологическом, так и в педагогическом плане оправдано комментирование и оценка выполнения упражнений, постоянный контроль за действиями учащихся.

Формирование произвольных движений на ранних этапах обучения подчинено общим закономерностям условно-рефлекторной деятельности. По мере возрастного развития и становления сознания эти закономерности приобретают новое качественное содержание. Сознательный волевой контроль за движениями становится главным условием успешного обучения. Поэтому при наличии выбора подкрепляющих агентов следует отдать предпочтение социально значимым.

При обучении ребенка новым движениям подкрепляющими агентами могут служить слово учителя, оценка успешности действий ребенка, осознание им собственных успехов и самооценка. Однако на самых ранних этапах обучения удачные попытки выполнить разучиваемое упражнение могут быть подкреплены и более простыми, предельно ясными и приятными агентами, в которых естественный, биологический смысл не скрывается от ребенка (например, вместо того, чтобы долго объяснять первоклассникам необходимость точного выполнения упражнения, можно наградить их за усердие). Конкретное, образное подкрепление по ходу выполнения движения или сразу после него облегчает обучение. Это сопряжено с образным характером мышления младших школьников. У них еще не совсем реальные раздражители опосредствованы словом. Поэтому предметные подкрепляющие агенты являются для них более сильными.

В младшем школьном возрасте дети овладевают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная деятельность уже достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается важный этап роста и структурной дифференцировки нервных клеток. Стремительно возрастают возможности формирования внутренней речи – основы понятийного, абстрактного мышления. Однако остаются несовершенными процессы внутреннего (условного) торможения, вследствие чего выработка новых движений затруднена.

Скорость научения ребенка движениям зависит от уровня податливости его внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у детей отмечаются этапы повышенной чувствительности к физической нагрузке различной направленности (критические периоды). Например, в 6-8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в 9-11 лет; в период от 8 до 12 лет дети могут научится практически всем движениям, требующим точности и высокой координации благодаря интенсивному развитию пространственной ориентировки, улучшению анализа тактильно-кинестезических сигналов.

Одновременные движения ногами (например, прыжки с отталкивания двумя ногами) в дошкольном возрасте затруднены, так как еще сохраняется врожденная перекрестно-реципрокная координация. Только у 7-8 годам созревают физиологические механизмы координации, необходимые для одновременных симметричных движений ногами. В движениях руками перекрестно-реципрокные отношения появляются позднее одновременных, симметричных движений. С 8-9 лет интенсивно вырастает скорость бега и плавания, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов, причем 10-11 летние дети даже превосходят в этом отношении 12-14 летних подростков.

Скорость освоения ребенком новых движений зависит не только от его усердия и высокого мастерства преподавателя, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат ученика. Морфологическая дифференцировнка мышечной ткани и нервных окончаний особенно интенсивно происходит в 7-8 летнем возрасте. К этому времени ребенок свободно манипулирует предметами, достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений.


Другое по теме:

Психологические основы специальной педагогики
Психология аномального развития, или специальная психология, — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения опред ...

Психологическая сущность самообразования школьников
Что же такое самообразование с психологической точки зрения? Трактовка и самостоятельной работы, и самообразования зависит от того, как понимается сам процесс учения. Если учение сводится к накоплению новых знаний, то соответственно и виды самостоятельного учения рассматриваются как дополнительная ...

Понятие о медицинской абилитации и реабилитации. Общие принципы составления и содержание медицинских реабилитационных программ
Медицинская абилитация в раннем возрасте — это система лечебно профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерап ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru