Новая педагогика » Условия организации тестового контроля на уроках информатики в начальной школе » Педагогический тест как объективный способ оценивания

Педагогический тест как объективный способ оценивания

Страница 4

− учитель хорошо знает возможности обучаемых, поскольку давно работает с классом;

− специфика содержания нового материала такова, что не позволяет выделить круг базовых знаний, умений и навыков, необходимых к началу обучения;

− область планируемых к усвоению знаний достаточно новая, так что у учащихся не может быть никаких «заделов», либо трудно пока выделить качественный уровень усвоения (например, элективные курсы при профильном обучении).

· формирующий (тест прогресса, достигнутого в обучении).

В отечественной практике обычно используется понятие «обучающий тест». Формирующее тестирование направлено на реализацию дифференцирующего подхода в обучении. Для успевающих учеников с помощью формирующего тестирования можно выделить круг задач, мотивирующих обучение, благодаря оптимальному подбору трудности заданий позволяющих не потерять интерес сильных учащихся к обучению. Это весьма актуально, поскольку учитель обычно ориентируется на основную массу учащихся, испытывающих затруднения в обучении, тогда как сильные дети при этом выходят из поля зрения. Для слабо успевающих учеников с помощью формирующих тестов можно выявить пробелы, порождаемые излишне трудными учебными задачами, для выполнения которых необходима помощь учителя.

Формирующие тесты не следует путать с традиционными средствами текущего контроля знаний (такими, как самостоятельные работы, контрольные срезы и пр.), хотя они близки по времени использования. Традиционные средства ориентированы на реализацию информационной и мотивационной функций контроля, но не более того. Диагностическую функцию они не выполняют, т. е. на качество обучения влияют очень слабо. Формирующие же (обучающие) тесты предназначены для выявления пробелов в знаниях по группе дидактических единиц для своевременной коррекции процесса усвоения материала нескольких взаимосвязанных тем или даже разделов. При правильном положении вещей между формирующими тестами и традиционными средствами контроля также имеются существенные различия как содержательного, так и технологического плана.

Логика формирующего (обучающего) тестирования понятна любому педагогу и легко реализуется им на практике. Если большинство учеников класса не справляется с заданиями формирующего теста, то процесс повторения и закрепления материала несколько удлиняется, увеличивается детализация, снижается трудность решаемых задач. Если же не справившихся с тестом — меньшинство, то проводится индивидуальная работа с отстающими. Вопрос лишь в том, как наилучшим образом выявить эти пробелы. Использование надежных формирующих тестов (в комплексе с диагностическими) по предметам позволяет существенно разгрузить преподавателей, а качество обучения при этом возрастает. Особенно эффективен процесс коррекции в ситуации, когда формирующее тестирование осуществляется в компьютеризированной форме: в этом случае коррекция проводится незамедлительно, поскольку после выявления очередного пробела компьютер сам подбирает нужный обучающий модуль и выдает его ученику.

· диагностический (тест на выявление трудностей в обучении и их источников).

Для отечественной педагогики наиболее приемлемое эквивалентное понятие — «корректирующий тест». Диагностический тест призван установить причины пробелов в знаниях, поэтому его следует использовать в комплексе с формирующим. Если при формирующем тестировании и последующей коррекции не удалось добиться заметного улучшения, то надо подключить соответствующий модуль диагностического теста. Последний должен включать в себя специально подобранные по содержанию задания с максимально детализированными шагами по их выполнению. Информация, которую получает учитель, при этом носит вполне конкретный характер и позволяет однозначно определить причину систематических неудач в обучении и внести требуемые коррективы (или принять иные административные решения).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Особенности развития графо-моторных навыков у младших школьников со стертой формой дизартрии
В последнее время актуальной проблемой является формирование графо-моторного навыка у младших школьников со стертой формой дизартрии. Особенностью данных расстройств является недоразвитие двигательной сферы, которое приводит к трудностям формирования графо-моторного навыка при обучении письму. Нару ...

Учебный план, предметы и часы обучения. Методы преподавания
Уроки в начальной школе изначально сконцентрированы на чтении, письме и арифметике. Преподавание ведётся как и по отдельным, так и по междисциплинарным предметам. Как правило, предметы- язык, математика, искусство, музыка, физическая культура и в большинстве земель религиозное обучение. Некоторые о ...

Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, является главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьез ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru