Педагогика и воспитание » Методические аспекты подготовки будущих педагогов по созданию дистанционных учебных курсов

Методические аспекты подготовки будущих педагогов по созданию дистанционных учебных курсов

В современных условиях модернизации системы образования все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционному обучению. Использование средств ИКТ в образовании позволяет организовать и развить новое направление - дистанционное обучение. Практическая реализация данного направления предполагает специальную подготовку учителей и будущих педагогов в области организации и проведения дистанционного обучения.

Подготовка педагога в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) должна быть направлена не только на подготовку компетентных пользователей, но, главным образом, на изучение вопросов, связанных с использованием этих технологий в образовательной практике. Деятельность студентов педагогического вуза в информационно-образовательной среде способствует не только их обучению дисциплинам, но и дает навыки будущей профессиональной деятельности, в частности, навыки педагогического взаимодействия в дистанционных формах обучения.

В настоящее время в области теории и практики дистанционного обучения работают многие отечественные специалисты (А.А.Андреев, А.В.Густырь, В.А.Канаво, Е.С.Полат, В.Н.Солдаткин, А.В.Хуторской и др.), чьи научные исследования способствуют его развитию и внедрению в учебный процесс дистанционных технологий.

В дидактической модели дистанционного обучения соединены преимущества передовых технологий: образовательных, коммуникационных, компьютерных. При этом самостоятельная работа является ключевым элементом образовательного процесса. Другой особенностью дистанционного обучения является ориентация на конкретного потребителя. При проектировании образовательных программ, это обуславливает ряд противоречий связанных, с одной стороны, со стремлением обеспечить массовость обучения, а с другой стороны - не потерять вариативность программ и их личностно-ориентированную направленность.

Эти и ряд других особенностей дистанционного обучения как новой формы образования определяют особенности организации учебной деятельности, а также необходимость использования особых учебных и методических материалов. Для непрерывной поддержки обучающихся и обеспечения эффективности образовательного процесса в дистанционном обучении проектируются специальные учебно-методические комплексы, позволяющие обучающимся осваивать материалы курсов и программ при минимальной поддержке тьютора (преподавателя-консультанта). Современный учебно-методический комплекс (УМК) в дистанционном обучении представляет собой интегрированную и взаимодополняющую систему, включающую в себя следующие группы материалов:

- Учебные материалы (учебники, учебные пособия, хрестоматии, тексты лекций, аудио-, видео-материалы, учебная информация на CD и т.д.).

- Учебно-методические материалы для студентов (буклеты заданий, рабочие тетради, методические рекомендации, руководства, сборники учебных ситуаций и т.д.).

- Учебно-методические материалы для тьюторов (методические рекомендации, руководства и т.д.).

Представленные в учебно-методическом комплексе материалы должны быть необходимыми и достаточными для освоения курсов и программ в дистанционном обучении. При этом учебная деятельность организуется за счет особой системы учебных целей и задач, выполнение которых ведет обучающихся к достижению заданных уровней компетентности.

В отличие от традиционных вузовских учебников, учебные материалы в дистанционном обучении должны включать в себя разнородные компоненты: текст основного содержания; иллюстративные примеры; тесты и задания, имеющие проблемный характер; ссылки на примеры и вопросы и упражнения, вошедшие в другие элементы УМК и пр. При этом задания органично вплетены в текст основного теоретического содержания, что позволяет обучающимся применять получаемые знания для анализа и совершенствования своей профессиональной деятельности и развития своей личностной компетентности в процессе работы с учебными материалами. В соответствии с выделенными особенностями на учебные материалы в дистанционном обучении возложены следующие функции:

- передавать содержание идей;

- оказывать мотивирующее воздействие на обучающегося;

- побуждать обучающегося к размышлениям и формулированию проблем;

- побуждать к применению идей;

- обеспечивать рефлексию профессиональной деятельности обучающегося;

- целенаправленно изменять ход рассуждений;

- предоставлять обратную связь;

- организовывать самооценку процесса усвоения знаний и способов деятельности.

Тексты учебных материалов «заключены» в специальную методическую оболочку, с помощью которой происходит организация учебной деятельности, направленной на усвоение содержания курсов и программ и развитие компетентности обучающегося.

Таким образом, УМК содержит инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть представлена учебными материалами, несущими основное содержание и построенными в соответствии с принципами дистанционного обучения, на основе деятельностного подхода в образовании. Вариативная часть представлена различными учебно-методическими материалами, организующими учебную деятельность обучающихся. Методической компоненте отводится особая роль в УМК. За счет нее, возможно, подстраивать и корректировать УМК под изменяющиеся требования к уровню подготовки специалистов. Изменения основного содержания учебных материалов не всегда возможно и целесообразно. Методическая же компонента УМК является наиболее гибкой и изменяемой. За счет нее возможно включение новых содержательных и методических элементов, учебных задач, позволяющих развивать у обучающихся необходимые компетенции и, тем самым, удовлетворять запросы потребителей.

Однако до настоящего времени, в учебных программах не уделяется достаточного внимания вопросам теории и практики создания дистанционных учебных курсов.

Для создания учебных дистанционных курсов используют инструментальные программные системы, которые представляют собой совокупность программных средств, предназначенных для создания электронных средств учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных надстроек программы. Наполнение инструментальной программной системы предметным содержанием позволяет создавать различные типы электронных средств учебного назначения (ЭСУН) по всему спектру учебных дисциплин для школы или вуза (Роберт И.В.).

Такие системы базируются на идеологии «программирование без программирования» и предназначены для пользователей, не имеющих достаточных профессиональных навыков в области разработки программного обеспечения. Пакет программ SunRav BookOffice, который можно рассматривать как инструментальное программное средство позволяет педагогам - предметникам создавать разнообразные ЭСУН, например: справочники; учебники, имеющие гиперссылки для запуска любых внешних приложений (текстовых, графических, аудио, видео и анимационных файлов); тесты для проверки знаний и многое другое. Однако изучению будущими педагогами подобных систем вообще, и SunRav BookOffice, в частности, не уделяется должного внимания в учебных программах по информатике.

Вместе с тем, в современной научно-педагогической практике подготовки будущих педагогов не уделяется должного внимания вопросам использования инструментальных программных систем для создания ЭСУН, включающих в себя текстовую, графическую, аудио-видео информацию, а также реализующих различные формы и методы контроля знаний обучаемых; разработки учебных курсов, реализующих определенную модель дистанционного обучения (кейс-технология, ТВ-технология, Интернет-технология); изучения современных подходов к проектированию дистанционных учебных курсов.

Следовательно, проблема исследования определяется несоответствием между высоким уровнем развития средств информатики и ИКТ, возможностей которые обеспечивают практическую реализацию новых форм и методов обучения, и недостаточной разработанностью методических подходов и организационных форм обучения будущих педагогов в области теории и практики дистанционного обучения, проектирования и разработки дистанционных учебных курсов.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью выявления методических подходов к подготовке будущих педагогов в области разработки дистанционных учебных курсов.

Цель исследования: выявление методических подходов к разработке дистанционных учебных курсов для будущих педагогов в аспекте обучения созданию дистанционных курсов в пакете программ SunRav BookOffice.

Объект исследования: процесс подготовки будущих педагогов к разработке дистанционных учебных курсов.

Предмет исследования: методические подходы к подготовке будущих педагогов в области разработки дистанционных учебных курсов.

Для достижения цели исследования сформулируем следующие задачи исследования:

1. Выделить педагогические аспекты дистанционного обучения, а также определить условия для обеспечения современного уровня организации и проведения дистанционного обучения.

2. Определить особенности педагогического проектирования дистанционного учебного курса.

3. Выявить основные направления подготовки будущих педагогов в области создания и использования учебных курсов в дистанционном обучении.

4. Разработать структуру и содержание темы дистанционного курса для студентов вузов педагогических специальностей «Разработка дистанционного учебного курса на базе пакета программ SunRav BookOffice».

Методы исследования: теоретический анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, психолого-педагогической, дидактической, методической и научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ, систематизация и обобщение отечественного и зарубежного опыта использования инструментальных программных систем для создания электронных средств учебного назначения и систем для организации дистанционного обучения.

Квалификационное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию.


Другое по теме:

Как изучалось творчество
Исследования творчества ведутся в нескольких направлениях 1. Изучение опыта ученых, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Но анализируя условия, в которых родилась идея или откристаллизовалась в сознании проб ...

Психологическая сущность самообразования школьников
Что же такое самообразование с психологической точки зрения? Трактовка и самостоятельной работы, и самообразования зависит от того, как понимается сам процесс учения. Если учение сводится к накоплению новых знаний, то соответственно и виды самостоятельного учения рассматриваются как дополнительная ...

Роль семьи в подготовке ребенка к школе
Адаптация ребенка к школе - процесс, носящий, как правило, индивидуальный характер. Правильное сочетание семейного и общественного воспитания очень важно именно в этот сложнейший период жизни будущего ученика. Мы считаем, что семейное воспитание является определяющим фактором в этом процессе. В 6-7 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru