Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Страница 3

Таблица 2 Развитие артикуляционной моторики (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

40

средний

-

40

низкий

100

20

Анализ результатов обследования звукопроизношения показал, что у всех дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения произношения 3 и более фонем. При этом мы наблюдали определенную закономерность: у детей с нарушениями зрения нарушено произношение большего количества звуков, чем у детей с нормальным зрением.

В результате анализа полученных данных мы смогли распределить дошкольников с ОНР по уровням сформированности звукопроизношения (табл. 3):

- Высокий уровень: все звуки произносятся верно в разных позициях и словах различной звуко-слоговой сложности. Дошкольников с высоким уровнем звукопроизношения в экспериментальных группах нет.

- Средний уровень: нарушается произношение 2-3 звуков. Средний уровень развития звукопроизношения мы наблюдали у 80% детей ЭГ-2.

- Низкий уровень: искажаются, заменяются более 3 звуков. Низкий уровень сформированности звукопроизношения был диагностирован у всех детей ЭГ-1 и 20% детей ЭГ-2

Таблица 3 Состояние звукопроизношения (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

-

средний

-

80

низкий

100

20

С целью обследования фонематического слуха и фонематического восприятия детям предлагали два вида заданий: выделение звука на фоне слова и отбор картинок, названия которых начинаются с обследуемого звука. Наблюдения во время выполнения детьми заданий показали существенное различие в состоянии фонематического восприятия у детей с нарушениями речи и зрения и у детей только с нарушениями речи. Кроме того, детям ЭГ-1 было значительно сложнее выделять звуки по представлению (отбирая нужные картинки), что сказалось на уровне выполнения задания.

Оценка успешности выполнения заданий позволяет судить об уровне развития фонематического слуха и фонематического восприятия (табл. 4):

- Высокий уровень: правильное выделение отдельных звуков как на слух, так и по представлению. Высокий уровень фонематического восприятия сформирован только у 20% дошкольников ЭГ-2.

- Средний уровень: ошибки при выделении звуков в словах сложной звуковой структуры, самокоррекция ответов. Средний уровень фонематического восприятия мы определили у 60% дошкольников ЭГ-2.

- Низкий уровень: многочисленные ошибки выделения звуков. Низкий уровень фонематического восприятия показали все дошкольники ЭГ-1 и 20% детей ЭГ-2.

Таблица 4 Состояние фонематического слуха и фонематического восприятия (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

20

средний

-

60

низкий

100

20

Далее мы обследовали особенности владения дошкольниками с ОНР слоговой структурой слова. Для этого детям предложили повторять слова разной степени сложности слогового оформления (трехсложные и многосложные слова без стечения и со стечениями согласных звуков). У всех дошкольников с ОНР были отмечены искажения слоговой структуры слова в многосложных словах и словах со стечениями согласных звуков, которые проявлялись в сокращении числа слогов (милиционер — милицаней) и перестановке слогов, замене звуков (космонавт — коснамавт). Однако в целом у детей с нарушениями зрения наблюдалось значительно больше ошибок, чем у детей с нормальным зрением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Методические приёмы формирования элементарных математических знаний, по разделам
В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением оди ...

Методики исследования воображения у детей с нарушениями слуха
При исследовании воображения у данной категории детей применимы методики, используемые и для детей с сохранным слухом. Однако существуют некоторые различия. Рассмотрим некоторые из методик. Методика изучения творческого воображения (тест "Круги") Цель работы: изучение индивидуальных особе ...

История возникновения вышивки лентами
Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru