Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Страница 2

Все дети из ЭГ-2 имеют II группу здоровья. На учете у отоларинголога состоят 20% детей группы, у гастроэнтеролога — 40%, 20% — у дерматолога.

Согласно заключению ПМПК речевой статус детей: ОНР, III уровень речевого развития.

Таким образом, анализ анамнестических данных показал, что у дошкольников ЭГ-1 чаще имели место нарушения нормального течения беременности и родов, а также задержка раннего психомоторного развития.

На втором этапе констатирующего исследования было проведено непосредственное логопедическое обследование дошкольников с ОНР с нормальным и нарушенным зрением.

Вопросы изучения состояния компонентов речевой системы с ОНР раскрыты в работах Л.С.Волковой, Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, Г.Р.Шашкиной и других авторов Методические рекомендации этих авторов были учтены нами при составлении программы констатирующего эксперимента.

Основу программы изучения речи дошкольников с ОНР с нарушениями зрения и с нормальным зрением составляли следующие разделы:

I серия. Общее впечатление о речи ребенка;

II серия. Обследование состояния артикуляционной моторики;

III серия. Обследование звукопроизношения;

IV серия. Обследование фонематического восприятия;

V серия. Обследование звукослоговой структуры;

VI серия. Обследование лексического запаса;

VII серия. Обследование грамматического строя речи;

VIII серия. Обследование связной речи.

Для определения характеристик общего звучания речи мы наблюдали за детьми во время беседы, а также в процессе рассказа сказки или стихотворения по желанию ребенка. В процессе наблюдения мы отметили, что речь детей с ОНР и с проблемами зрения более напряженная и менее выразительная, чем речь детей только с общим недоразвитием речи.

Результаты наблюдений позволили выделить три уровня общего звучания речи у дошкольников с ОНР:

- Высокий уровень: речь детей понятна окружающим, разборчивость речи не нарушена; голос сильный, хорошо модулированный; темп речи равномерный; речь интонационно окрашенная, эмоциональная, выразительная. Высокий уровень общего впечатления о звучании речи показали только 40% дошкольников ЭГ-2.

- Средний уровень: в целом речь детей понятна окружающим, разборчивость речи частично нарушена; голос достаточно сильный, но слабо модулированный; темп речи неравномерный; речь интонационно слабо окрашенная, малоэмоциональная, маловыразительная. Средний уровень общего впечатления о звучании речи показали 80% детей ЭГ-1 и 60% детей ЭГ-2.

- Низкий уровень: речь детей малопонятна окружающим, разборчивость речи нарушена; голос слабый, немодулированный; темп речи неравномерный; речь безэмоциональная, интонационно невыразительная. Низкий уровень общего впечатления о звучании речи показали 20% детей ЭГ-1.

Таблица 1 Общее впечатление о звучании речи ребенка (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

40

средний

80

60

низкий

20

-

Обследование моторики артикуляционного аппарата дошкольников с ОНР проводилось с помощью проб, направленных на исследование движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба и мышц лицевой (мимической) мускулатуры. Обследование артикуляционной моторики показало, что у всех дошкольников ЭГ-1 отмечаются низкое качество выполнения диагностических проб, нарушения движений языка, губ, мимической мускулатуры, а также напряженное выполнение переключений с одного движения на другое.

Результаты обследования позволили выделить три группы детей логопедической группы с ОНР по уровню развития артикуляционной моторики (табл. 2):

- Высокий уровень: подвижные мышцы артикуляционного аппарата сформированы, ребенок в полной мере владеет сложно-координационными движениями органов артикуляции. Высокий уровень развития артикуляционной моторики показали только 40% дошкольников ЭГ-2.

- Средний уровень: наблюдаются нарушения сохранения артикуляционных укладов и переключаемости движений, а также трудности выполнения ряда артикуляционных движений. Средний уровень развития артикуляционной моторики мы наблюдали у 40% детей ЭГ-2.

- Низкий уровень: наблюдаются множественные нарушения артикуляционных движений, трудности сохранения артикуляционных укладов и переключаемости движений. Низкий уровень сформированности артикуляционной моторики был диагностирован у всех детей ЭГ-1 и 20% детей ЭГ-2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Установление контакта
Всякое межличностное взаимодействие, по материалам из интернета, предполагает вступ­ление общающихся сторон в контакт. Общее понятие контакта фиксирует лишь факт вступ­ления в соприкосновение партнеров по общению Телесный контакт в разных своих проявлениях варьирует от легкого прикосновения и по­гл ...

Исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки
Требования к уровню картографической грамотности школьников неоднократно изменялись. Эти изменения были обусловлены, в основном, изменением социального заказа общества к картографической подготовке учащихся. Анализ эволюции системы картографических знаний и умений в школьной истории позволяет сдела ...

Иностранный язык – специфический учебный предмет
Говоря о трудностях обучения иностранному языку, нельзя не рассмотреть понятие языка. И.А. Зимняя предлагает следующее определение языка: язык – это «сложное системное уровневое образование, посредством которого формируется понятийное (вербальное) мышление человека и опосредуется развитие всех его ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru