Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Страница 1

Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций – памяти, мышления, воображения.

Поскольку "процессы восприятия включены в жизненные, практические связи человека с миром, с вещественными объектами", по словам А.Н.Леонтьева, то они "необходимо подчиняются – прямо или опосредованно свойствам самих объектов".

Результатом процесса восприятия является перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее отражаемый объект. Вместе с тем сложность возникающего образа всегда сочетается с его более выраженными индивидуальным своеобразием, т.е. перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Это зависит от индивидуальных особенностей людей, и от общих закономерностей самого процесса восприятия, и от обстановки, в которой оно происходит.

В качестве ведущих свойств восприятия можно назвать следующие:

1) Целостность – свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон;

2) предметность, выражающаяся в отнесении наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности;

3) осмысленность, обеспечивающая осознание того, что воспринимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла;

4) обобщенность, т.е. отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку;

5) константность, характеризующая относительное постоянство формы (величины, цвета) при изменяющихся условиях восприятия;

6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человекачеловеком. Существуют и другие классификации видов восприятия.

Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. Регулятором данного процесса Н.П.Ансимова называет установку, которую можно рассматривать как готовность к восприятию нужного материала. Установка оказывает огромное влияние не только на процесс, но и на результат восприятия. От нее зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие человек не обратит внимания; насколько ясным и ярким будет восприятие объектов.

Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Эта зависимость называется апперцекцией. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете.

Необходимым условием восприятия является выделение объекта из общего фоно- окружающей действительности, при этом каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она дана.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, т.е. действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. С.Л.Рубинштейн отмечает, что воспринимая, человек "производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание".

К перцептивным действиям исследователи относят измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого объекта; соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов; построительные, отвечающие за построение перцептивного образа; контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями объекта; корригирующие, исправляющие ошибки в образе; тонически-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия и другие.

Все эти основные положения процесса восприятия отражаются и при восприятии художественной литературы.

Под восприятием произведений искусства понимается деятельность, в которой синтезируются различные процессы как мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы читателя.

Для адекватного восприятия произведения В.И.Эйдмен считает необходимым выделение различных его компонентов (текстовых элементов) и установление между ними смысловых контекстных отношений так, чтобы вместе они составляли бы в восприятии читателя целостное произведение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Психологическая характеристика физических качеств
Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и г ...

Мир женщины
С каждым днем ярче светит солнце. На южных склонах уже подтаивает снежок, а с крыш сорвалась первая капель. Воробьи и синицы щебечут веселей, уже прилетели грачи. А воздух?! Его запах и вкус несравним с другими временами года. Все эти признаки говорят о том, что идет весна. Скоро появятся первые цв ...

Постановка опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности
Важное место в обучении естествознанию занимают опыты. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия тех или иных явлений, происходящих в природе. Это, например, процессы выветривания и разрушения горных пород, изучение свойств и трех состо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru