Результаты обследования позволили выделить три группы детей логопедической группы с ОНР по уровню сформированности слоговой структуры слова (табл. 5):
- Высокий уровень: при воспроизведении звуко-слоговой структуры слова ребенок допускает единичные ошибки, в основном в незнакомых многосложных словах без стечения согласных звуков и в многосложных словах со стечениями согласных звуков, связанные преимущественно с незначительным речевым опытом. Детей с высоким уровнем развития слоговой структуры слова в логопедической группе нет.
- Средний уровень: ребенок допускает ошибки преимущественно в многосложных словах без стечения и со стечениями согласных звуков. Средний уровень развития слоговой структуры слова показали 60% дошкольников ЭГ-2.
- Низкий уровень: ребенок допускает ошибки как в многосложных словах, как и в словах различной слоговой сложности со стечениями согласных. Низкий уровень развития слоговой структуры слова показали все дети ЭГ-1 и 40% дошкольников ЭГ-2.
Таблица 5 Сформированность слоговой структуры слова (в %)
Уровень |
ЭГ-1 |
ЭГ-2 |
высокий |
- |
- |
средний |
- |
60 |
низкий |
100 |
40 |
Обследование лексического запаса заключалось в том, что ребенка просили назвать различные предметы с опорой на предметные картинки и подобрать действия и признаки к определенным предметам. Обследование понимания и употребления в собственной речи старшими дошкольниками с ОНР слов, относящихся к предметной, глагольной лексике и к словарю признаков показало, что у всех детей с ОНР словарный запас ниже возрастной нормы и недостаточный по качественной характеристике. При этом глагольным словарем дети владеют хуже, чем предметным, а хуже всего сформирован у детей словарь признаков. Кроме того, мы обнаружили, что у детей с нарушением зрения объем словаря более низкий и владение словарным запасом значительно хуже, чем у детей без зрительной патологии.
Оценка успешности выполнения заданий позволяет судить об уровне развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР (табл. 6):
- Высокий уровень: в своих ответах ребенок показывает правильное владение лексическим запасом. Среди дошкольников с ОНР детей с высоким уровнем владения лексическим запасом нет.
- Средний уровень: ребенок демонстрирует правильное владение лексическим запасом, однако допускает единичные ошибки. Эту группу составили 20% детей ЭГ-1 и все дети ЭГ-2.
- Низкий уровень: ребенок демонстрирует непонимание большей части диагностического материала, низкий уровень владения лексическим запасом, допускает многочисленные ошибки. Таких дошкольников оказалось 80% среди детей ЭГ-1.
Таблица 6 Развитие лексической стороны речи (в %)
Уровень |
ЭГ-1 |
ЭГ-2 |
высокий |
- |
- |
средний |
- |
60 |
низкий |
100 |
40 |
При обследовании грамматического строя речи мы акцентировали внимание на обследовании словообразования названий детенышей и форм существительного именительного, родительного, творительного и предложного падежей единственного и множественного числа, понимания и владения предложно-падежными конструкциями, умения согласовывать прилагательное с существительным в именительном, винительном, родительном падежах, умения согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде.
Обследование показало, что у всех детей с ОНР наблюдается ряд недостатков грамматического строя речи: недостаточно развиты словообразование и словоизменение, ограничено употребление предложно-падежных конструкций, нарушено согласование прилагательных и глаголов с существительными. При этом недостатки формирования грамматического строя речи у детей с нарушениями речи проявляются более ярко, чем у детей с нормальным зрением. С заданием на понимание и владение предложно-падежными конструкциями дети с нарушениями речи не справились.
Другое по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
речи старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание ...
Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях
Понятие «гуманизм» в современных словарях трактуется как: система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости нормой ...
Организация работы по формированию картографических знаний, умений и
навыков
На следующем этапе эксперимента перед нами стояла цель: повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, то есть активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов форм работы по картографии в ходе уроков. Данная цель предполаг ...