Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Страница 4

Результаты обследования позволили выделить три группы детей логопедической группы с ОНР по уровню сформированности слоговой структуры слова (табл. 5):

- Высокий уровень: при воспроизведении звуко-слоговой структуры слова ребенок допускает единичные ошибки, в основном в незнакомых многосложных словах без стечения согласных звуков и в многосложных словах со стечениями согласных звуков, связанные преимущественно с незначительным речевым опытом. Детей с высоким уровнем развития слоговой структуры слова в логопедической группе нет.

- Средний уровень: ребенок допускает ошибки преимущественно в многосложных словах без стечения и со стечениями согласных звуков. Средний уровень развития слоговой структуры слова показали 60% дошкольников ЭГ-2.

- Низкий уровень: ребенок допускает ошибки как в многосложных словах, как и в словах различной слоговой сложности со стечениями согласных. Низкий уровень развития слоговой структуры слова показали все дети ЭГ-1 и 40% дошкольников ЭГ-2.

Таблица 5 Сформированность слоговой структуры слова (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

-

средний

-

60

низкий

100

40

Обследование лексического запаса заключалось в том, что ребенка просили назвать различные предметы с опорой на предметные картинки и подобрать действия и признаки к определенным предметам. Обследование понимания и употребления в собственной речи старшими дошкольниками с ОНР слов, относящихся к предметной, глагольной лексике и к словарю признаков показало, что у всех детей с ОНР словарный запас ниже возрастной нормы и недостаточный по качественной характеристике. При этом глагольным словарем дети владеют хуже, чем предметным, а хуже всего сформирован у детей словарь признаков. Кроме того, мы обнаружили, что у детей с нарушением зрения объем словаря более низкий и владение словарным запасом значительно хуже, чем у детей без зрительной патологии.

Оценка успешности выполнения заданий позволяет судить об уровне развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР (табл. 6):

- Высокий уровень: в своих ответах ребенок показывает правильное владение лексическим запасом. Среди дошкольников с ОНР детей с высоким уровнем владения лексическим запасом нет.

- Средний уровень: ребенок демонстрирует правильное владение лексическим запасом, однако допускает единичные ошибки. Эту группу составили 20% детей ЭГ-1 и все дети ЭГ-2.

- Низкий уровень: ребенок демонстрирует непонимание большей части диагностического материала, низкий уровень владения лексическим запасом, допускает многочисленные ошибки. Таких дошкольников оказалось 80% среди детей ЭГ-1.

Таблица 6 Развитие лексической стороны речи (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

-

средний

-

60

низкий

100

40

При обследовании грамматического строя речи мы акцентировали внимание на обследовании словообразования названий детенышей и форм существительного именительного, родительного, творительного и предложного падежей единственного и множественного числа, понимания и владения предложно-падежными конструкциями, умения согласовывать прилагательное с существительным в именительном, винительном, родительном падежах, умения согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде.

Обследование показало, что у всех детей с ОНР наблюдается ряд недостатков грамматического строя речи: недостаточно развиты словообразование и словоизменение, ограничено употребление предложно-падежных конструкций, нарушено согласование прилагательных и глаголов с существительными. При этом недостатки формирования грамматического строя речи у детей с нарушениями речи проявляются более ярко, чем у детей с нормальным зрением. С заданием на понимание и владение предложно-падежными конструкциями дети с нарушениями речи не справились.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Дыхание детей в норме и с речевыми нарушениями
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемы ми к дыхательному акту во время речи. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, ...

Закрепление знания о взаимообратных отношениях между числами, состав числа из двух чисел, меньших этого числа
Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого). От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материа ...

Дидактические основы использования аудиовизуальных средств обучения
Качество проведения занятий в школе саду зависит от наглядности изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные аудиовизуальные средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рационализируют формы пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru