Повышение эффективности учебного процесса обусловлено совершенствованием методики обучения, формированием и поддержанием у младших школьников интереса к учёбе.
Данные нашего исследования расширяют представления о внеклассной работе. Хорошо организованная и интересная внеклассная работа по математике может дать наибольшие результаты, если она органически связана с уроками математики, опираясь на сформированные знания, способствует повышению интереса к изучению программных вопросов. Все знания, умения, навыки, приобретённые на уроках математики должны найти применение во внеклассных занятиях.
Экспериментальные исследования показали, что игровая деятельность должна выступать не только в форме отдельных элементов учебного процесса, но и как метод обучения. Игры используемые на внеклассных занятиях по математике, должны отвечать следующим требованиям:
1) соответствовать целям и теме занятия;
2) обеспечить углубление, расширение и закрепление знаний учащихся, развивать умственные способности и быть в достаточной мере занимательными и интересными;
3) соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступными;
4) способствовать воспитанию целеустремлённости, упорства в достижении цели, коллективизма, взаимовыручки.
Существуют различные виды детских игр: творческие, подвижные, дидактические, предметные, ролевые. Классификация игр носит общиё характер, так как каждый тип игры объединяет многообразные и сложные виды деятельности. При обучении через игру применяются игры, близкие по своему характеру к дидактическим.
К дидактическим играм относят игры с правилами, игры с упражнениями, дидактическими «игрушками» и материалами, некоторые игры-занятия. Дидактические игры включают несколько элементов: учебную задачу, содержание, правило и игровое действие.
Игра, в которых учебная задача просматривается так, что ученик совершенно определённо воспринимает её именно как задачу, т. е. подходит к решению сознательно называются обучающими. Обучающие игры составляют подмножество дидактических игр, поэтому они имеют и те же структурные элементы. Такие игры формируют у детей определённые логические структуры, конкретные умственные действия, с помощью которых ученик сможет решать определённые классы математических задач.
Название игры |
Назначение |
«Чудо-мешочек» «Вычислительные машин» «Цепочки фигур» «Узнай фигуру» |
Формирование представлений о случайных и достоверных событиях. Обучение счёту; Обучение счёту с помощью схем алгоритмов; Подготовка к дедуктивным рассуждениям с помощью конструирования цепочек фигур по заданным началу и правилам образования; Формирование представлений о кодировании информации с помощью двоичного кода. |
Большое значение имеют игры, с помощью которых дети обучаются счёту, знакомятся с алгоритмами. Простейшие алгоритмы дети усваивают в раннем дошкольном возрасте (например, «красный свет – хода нет, жёлтый жди, а зелёный свет иди»).
В игре дети подчиняются правилам, которые определяют порядок и последовательность игровых действий, т. е. алгоритмизируют деятельность детей в игре.
На рис. 3, а изображена простейшая «вычислительная машина», выполняющая только одно действие – прибавление единицы. Если один из участников игры задаёт на выходе машины какое-нибудь число, например 3, помещая сверху карточку с соответствующей цифрой, то другой участник, выполняющий роль «вычислительной машины», должен положить на выход карточку с результатом, т.е. числом 4. Если он ошибается, карточку забирают. Проигрывает тот, у кого не хватает карточек с цифрами для продолжения игры.
На рис. 3, б изображена «машина» последовательно выполняющая действие «прибавление числа» дважды. В процессе игры подтверждается, что если на входы этих «вычислительны машин» попадут карточки с одинаковыми числами, то на их выходах окажутся также карточки с одинаковыми числами.
|
Другое по теме:
Второй иностранный язык в сельской национальной школе
В статье обосновывается актуальность и рассматривается специфика обучения французскому языку как второму иностранному после английского в сельской якутской школе. Изучение второго иностранного языка всё более становится практической необходимостью не столько с целью сохранения и пропаганды французс ...
Система работы по развитию театрализованных игр с перчаточными
куклами у детей 6 года жизни
На основе данных, полученных на констатирующем этапе, был составлен проект "Театр бибабо и дети" Задачи проекта: Создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности. Создать условия для совместной театрализованной деятельн ...
Программа развития дошкольного образовательного учреждения
Программа развития учреждения – это планированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения Система управленческих действий, заложенных в программу, должна затрагивать всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей. Прог ...