Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 23

Особо следует подчеркнуть, что анализ выявил несколько основных факторов интересов: интерес к научной деятельности, интерес к языку, интерес к людям и интерес к коммерческой деятельности. Мы попытались группировать все возрастающее количество профессиональных шкал на основе получаемых интеркорреляций.

Основой послужили разработки типологии профессиональных интересов на основе теоретических взглядов Стронга-Кэмпбелла. Согласно этому подходу, большинство учащихся факультета можно классифицировать в соответствии с шестью широкими типами личности: практическим (реалистическим), исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским и конвенциональным. Те же самые шесть категорий можно использовать для характеристики профессиональной среды или учебно-воспитательной обстановки.

Студенты склонны предпочитать ту учебную среду, которая позволила бы им реализовать свои умения и способности, и будет соответствовать их жизненным ценностям и образовательным целям, а также даст возможность выполнять удовлетворяющие их роли и задачи, и избавит от ответственности, которая им не подходит по каким-либо параметрам или которую они считают нецелесообразной.

Эффективность педагогической практики, удовлетворенность учебной деятельностью и стабильность в работе с студентам ориентируется на результаты взаимодействия между структурой личности конкретного студента и характеристиками учебной среды – школы, лицея, колледжа. В целом, надо сказать, что профессиональные интересы должны определяться до приобретения реального педагогического опыта работы. При этом различные теории профессиональных интересов представляют собой частные случаи теорий личности и мотивации.

Чтобы учесть различные уровни способности, требуемой в той или иной профессии, внутри типов интересов могут постулироваться уровни выполнения самой работы, в нашем случае – педагогической деятельности.

Существует значимая связь между называемыми и измеряемыми интересами у групп учащихся, однако у отдельных студентов эта связь недостаточно сильна, чтобы говорить о равнозначности называемых и измеряемых интересов.

Можно сослаться на данные некоторых зарубежных исследователей относительно надежности тестов, с участием респондентов различных возрастов, использованием различных временных интервалов между первичным и повторным тестированием, и вычислением коэффициентов корреляции. Смысл такой работы заключается в следующем: эти ретестовые корреляции интересов оказались несколько ниже соответствующих ретестовых корреляций в литературе по измерению интеллекта и несколько выше сообщаемых ретестовых корреляций оценок личности и педагогических способностей. Таким образом, поведение, которое мы измеряем при помощи профессиональных шкал и профессиональных интересов, по-видимому, остается достаточно устойчивым во времени.

Мы проводили ранее исследование профессиональных интересов в Национальном университете Узбекистана имени Улугбека. Тестирование в 1995–1996 годы проводили преподаватели кафедры педагогики: профессор Н.Р. Гайбуллаев, доценты Л.П. Ждаркин и Е.Х. Туляганова. Были изучены итоговые данные профессионального выбора 300 студентов, которые проходили данный тест на начальном этапе своего обучения в вузе. Проверяющие провели анализ полученных данных в различных отношениях, т.е. насколько хорошо оценки по профессиональным шкалам, полученные этими студентами в период обучения на первом курсе. Их вариативность и степень согласия между исходным профилем оценок и выбранной профессией по оценкам экспертов оказалась разной. Во всех трех случаях прогностическая валидность адаптированного теста профессиональных интересов Стронга оказалась чрезвычайно высокой. И все же статистические данные по тестированию послужили довольно эффективным инструментом в измерении профессиональных интересов студентов. Прежде всего потому, что данное тестирование было спроектировано на то, чтобы определить личный потенциал профессиональных интересов и сравнения с последующим обобщением.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28


Другое по теме:

Классификация дисграфий и их характеристика
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. Современное психологическое и психолингвистическое изучение п ...

Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое явление
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с ...

Характеристика игровой деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте
Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин указывал на развивающее значение ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению), в то же время не усматривая игры в предметных действиях ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru