Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 23

Особо следует подчеркнуть, что анализ выявил несколько основных факторов интересов: интерес к научной деятельности, интерес к языку, интерес к людям и интерес к коммерческой деятельности. Мы попытались группировать все возрастающее количество профессиональных шкал на основе получаемых интеркорреляций.

Основой послужили разработки типологии профессиональных интересов на основе теоретических взглядов Стронга-Кэмпбелла. Согласно этому подходу, большинство учащихся факультета можно классифицировать в соответствии с шестью широкими типами личности: практическим (реалистическим), исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским и конвенциональным. Те же самые шесть категорий можно использовать для характеристики профессиональной среды или учебно-воспитательной обстановки.

Студенты склонны предпочитать ту учебную среду, которая позволила бы им реализовать свои умения и способности, и будет соответствовать их жизненным ценностям и образовательным целям, а также даст возможность выполнять удовлетворяющие их роли и задачи, и избавит от ответственности, которая им не подходит по каким-либо параметрам или которую они считают нецелесообразной.

Эффективность педагогической практики, удовлетворенность учебной деятельностью и стабильность в работе с студентам ориентируется на результаты взаимодействия между структурой личности конкретного студента и характеристиками учебной среды – школы, лицея, колледжа. В целом, надо сказать, что профессиональные интересы должны определяться до приобретения реального педагогического опыта работы. При этом различные теории профессиональных интересов представляют собой частные случаи теорий личности и мотивации.

Чтобы учесть различные уровни способности, требуемой в той или иной профессии, внутри типов интересов могут постулироваться уровни выполнения самой работы, в нашем случае – педагогической деятельности.

Существует значимая связь между называемыми и измеряемыми интересами у групп учащихся, однако у отдельных студентов эта связь недостаточно сильна, чтобы говорить о равнозначности называемых и измеряемых интересов.

Можно сослаться на данные некоторых зарубежных исследователей относительно надежности тестов, с участием респондентов различных возрастов, использованием различных временных интервалов между первичным и повторным тестированием, и вычислением коэффициентов корреляции. Смысл такой работы заключается в следующем: эти ретестовые корреляции интересов оказались несколько ниже соответствующих ретестовых корреляций в литературе по измерению интеллекта и несколько выше сообщаемых ретестовых корреляций оценок личности и педагогических способностей. Таким образом, поведение, которое мы измеряем при помощи профессиональных шкал и профессиональных интересов, по-видимому, остается достаточно устойчивым во времени.

Мы проводили ранее исследование профессиональных интересов в Национальном университете Узбекистана имени Улугбека. Тестирование в 1995–1996 годы проводили преподаватели кафедры педагогики: профессор Н.Р. Гайбуллаев, доценты Л.П. Ждаркин и Е.Х. Туляганова. Были изучены итоговые данные профессионального выбора 300 студентов, которые проходили данный тест на начальном этапе своего обучения в вузе. Проверяющие провели анализ полученных данных в различных отношениях, т.е. насколько хорошо оценки по профессиональным шкалам, полученные этими студентами в период обучения на первом курсе. Их вариативность и степень согласия между исходным профилем оценок и выбранной профессией по оценкам экспертов оказалась разной. Во всех трех случаях прогностическая валидность адаптированного теста профессиональных интересов Стронга оказалась чрезвычайно высокой. И все же статистические данные по тестированию послужили довольно эффективным инструментом в измерении профессиональных интересов студентов. Прежде всего потому, что данное тестирование было спроектировано на то, чтобы определить личный потенциал профессиональных интересов и сравнения с последующим обобщением.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28


Другое по теме:

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

Пути формирования этических представлений у детей
В. А. Сухомлинский считает, что воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение ...

Компоненты вычислительной культуры
Трудно, а может быть даже невозможно дать исчерпывающее определение музыкальной культуры индивидуума или его культуры мышления, да и вообще понятие культуры вряд ли поддается однозначному определению. Можно лишь попытаться выделить те элементы, наличие которых является необходимым признаком культур ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru