Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей в условиях приюта » Диагностика проблем адаптации детей к условиям жизни в приюте

Диагностика проблем адаптации детей к условиям жизни в приюте

Страница 1

Базой практического исследования являлся социальный приют при ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Доволенского района Новосибирской области. Приют создан 15 февраля 2002 года.

В своей деятельности приют руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и другими законодательными актами РФ, актами органов власти и управления Новосибирской области, Международной конвенцией о правах ребенка. Приют предназначен для детей от 4 до 18 лет.

Приют развивает и поддерживает контакты с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, школой, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.

Объектом исследования стала группа подростков в составе восьми человек. На первом этапе нами была проанализирована документация на всех детей группы, проведены беседы с руководителями и специалистами приюта, наблюдения за детьми экспериментальной группы. Первичное обследование показало, что основная часть детей данной группы находятся в приюте по причине злоупотребления родителями алкоголя и вследствие жестокого обращения в семье. По результатам обследования нами были составлены краткие характеристики подростков. В качестве примера приведем характеристики трех подростков, которые поступили в приют позже, чем другие дети данной группы:

Надя М. Причина поступления в приют: родители не работают, живут на случайные заработки, часто употребляют алкоголь, о ребенке не заботиться. Девочке 8 лет, физически здорова. У Нади заниженная самооценка, друзей у неё нет. С взрослыми общается только в случае необходимости. Трудовой деятельностью занимается часто, бытовые и гигиенические навыки развиты хорошо. Любит учиться. Спокойная, миролюбивая, но плохо идет на контакт. Наблюдается раздражительность в отношении с мальчиками.

Виталий Ю. Находится в приюте со своим старшим братом Павлом. Виталий сам попросился в приют. Дети бродяжничали, голодали. Мальчику 9 лет, Павлу 12, физически и психически здоров, педагогически запущен. У Виталия адекватная самооценка. Контакт как с детьми, так и со взрослыми устанавливают быстро. Виталий охотно посещает спортивную секцию. Мальчик спокойный, доброжелательный. Бытовые и гигиенические навыки развиты слабо. Школу посещает с неохотой. Учёба даётся мальчику с трудом, у него плохая память, задания без помощи воспитателей выполнить не может.

Ира М. (9лет) У девочки не родной отец. В семье постоянные ссоры из-за неродного ребенка. У девочки сильно занижена самооценка. Ребенок подозрителен, а также проявляет озабоченность и гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Ира замкнутая, исполнительная, выполняет все, что ее попросишь. Бытовые и гигиенические навыки развиты плохо, не очень аккуратна, не умеет следить за собой, но при напоминании все исполняет

В ходе последующей диагностики детей нами были использованы следующие методики: анкета «Адаптация» (Приложение 1), рисуночный тест «Моя семья», метод «Лесенка» (Шур В.Т.), опросник «Личная шкала проявления тревожности» (Приложение 2), методика выявления уровня активности (Басов М.Я.)

Анкета «Адаптация»

Цель анкеты заключается в определении уровня социально-психологического и эмоционального комфорта воспитанника. Анкетные данные дают возможность узнать, насколько ребенок адаптирован или дезадаптирован в социуме.

Анализ анкеты показал, что большинство детей не устраивает распорядок дня в учреждении, у детей существуют трудности в общении со сверстниками, многие некомфортно чувствуют себя в школе, отсутствует желания учится, есть потребность в уединении.

Надя М. очень скучают по дому, по маме, замкнута, подавлена.

Ира М. переживает за младшего брата, мечтает поскорее вернуться в семью.

Виталий Ю. быть в приюте очень нравится, о родителях почти не вспоминает, с энтузиазмом рассказывают, чем он занимается, куда ходит, очень любит рисовать.

Рисуночный тест «Моя семья»

Цель: диагностика внутрисемейных отношений

Тест помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
Перспективы развития, получения дальнейшего образования способности социально-трудовой адаптации выпускников особых школ очень различны. Они зависят от многих обстоятельств. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также личные особенности и способности ...

Угольный карандаш
Угольный карандаш изготавливается из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек ( в 19 веке также из угольного порошка с растительным клеем). Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь ...

Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте
Проблема развитии агрессии в детском возрасте во все времена волновала и по сей день волнует ученых всего мира. Психологи спорят о природе, причинах, формах выражения и возможностях ее предупреждения и ослабления. Агрессию определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные раздр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru