Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 15

Восточные энциклопедисты смогли создать пласты знаний, которые переходили через многие государства Азии в Европу, из континента в континент, становясь достижением всего человечества. Находясь в Академии Маъмуна в Багдаде и Тель-Авиве, Ибн Сино создал теорию морфологии и синтаксиса тюркского языка. Он писал свои медицинские трактаты в стихотворной форме. Замахшарий систематизировал грамматику арабского языка и подготовил основу для первых лексикографических работ по арабистике. Беруни переводил научные труды, написанные на санскрите, на арабский язык. Сегодня мир признает вклад Ал-Хорезми в математику. Ученый изобрел десятичную систему в исчислении. До этого использовались римские цифры и греческие.

Национальная философия узбекского народа складывалась на протяжении многих тысячелетий. На базе идей ученых, писателей, художников мирового масштаба, обладавших энциклопедистскими, универсальными познаниями в различных сферах жизнедеятельности человека, формировались культурные и познавательные ориентиры, при дававшие образованию социальную направленность.

Вместе с тем нынешние университеты Узбекистана, как в структурном, так и в организационном плане сформировались на принципах европейских, что объясняется объективным историческим процессом. Как считают многие исследователи, взаимосвязь между образованием и обществом обеспечивает воспроизводство определенных социальных отношений, а, следовательно, их прочность и устойчивость. В частности, отдельные (В. Витер, М.В. Арапов, Т.А. Дмитренко, С. Карпов) из них подчеркивают, что образование, бесспорно, следует отнести к одному из важнейших факторов социальных преобразований, т.е. вложения в образования – есть ключ к экономическому, а, следовательно, и к социальному прогрессу.

На современном этапе коренного реформирования нашего общества становится ясно, что интеграционные процессы в сфере образования непосредственно связаны с аналогичными процессами в экономике и политике. Это определено в работах Б. Дворкина, А. Дружинина.

Если представить себе культурную доминанту Востока как стиль мышления, где особенностью являются традиционность и канонизированность в мышлении, то в качестве противоположности социологами выделяются инновационный тип деятельности, более характерный Западу. Аналогично и образованию свойственны определенные этнопсихологические стандарты, присущие узбекской ментальности на уровне общественного сознания.

Традиционное для общества не означает абсолютного неприятия нового. Скорее это осмотрительная, постепенная адаптация и усвоение нового.

Бесспорно, Узбекистан, разрабатывая и проводя в жизнь свой собственный путь перехода к рынку, максимально учитывает и зарубежный опыт. Опыт Японии доказывает, что путь к созиданию не всегда пролегает через разрушение. Эта страна, оказавшаяся в числе побежденных после второй мировой войны и вырвавшаяся сейчас по многим параметрам на второе место в мире, удачно сочетает свою культурно – историческую традицию с передовой технологией, основываясь на патернализме и общинном самоуправлении. Таково мнение компаративистов – Кристофера Бьерка и Лари Грейсона, которое они осветили в работах: «Local implementation of Japan’s Integrated Studies reform: a preliminary analysis of efforts to decentralize the curriculum» и «Technology in Japan. Advancing the frontier» в международном журнале «Сравнительное образование».

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru