Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников » Направления, формы и методы социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей

Направления, формы и методы социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей

Страница 1

Исследователи в области педагогики и психологии считают, что помощь и поддержка семьи может выступать как сопровождение. Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей.

Под сопровождением, принято понимать метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. При этом, под субъектом развития понимается, как развивающийся человек, так и развивающаяся система.

По мнению Н.Г. Осуховой сопровождение это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи .

Как отметили А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, одним из видов сопровождения сегодня становится педагогическое сопровождение. Его специфика заключается в том, что его целью становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения) и совокупности условий .

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения самостоятельности клиента в проблемной ситуации при минимальном участии педагога.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает сегодня как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации .

Социально-педагогическое сопровождение – это, во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и педагогической, психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических и педагогических служб; во-вторых, интегративная технология, сердцевиной которой является создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате – эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

Под социально-педагогическими условиями сопровождения понимается - специально организованная деятельность по созданию благоприятных условий социализации личности. Касаясь нашего исследования, социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей будет заключаться в оптимизации воспитательного потенциала и активизации педагогического самообразования родителей.

К общим признакам социально-педагогического сопровождения относится:

- непрерывность (педагогическое внимание, направленное на семью должно носить постоянный характер, так как только последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и семьи может дать позитивный результат);

- целостность (деятельность социального педагога должна носить комплексный характер, выявлять затруднения и актуализировать процесс саморазвития родителей);

- гуманистическая направленность.

Шипицына Л.М. утверждает, что необходимо выстроить системное сопровождение, которое должно строиться поэтапно, по определенному алгоритму. Она выделила несколько основных этапов: диагностический (цель - осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения), поисковый (цель - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым), консультативно-проективный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы), деятельностный (достижение желаемого результата) и рефлексивный (этап осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы) .

В процессе социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей, особое значение приобретают сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Средства и методы развития силы
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу: – абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении. – относительная сила – проявление абсолютной силы в пере ...

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рациона ...

Дидактические открытия XXI века
Предметом дидактики (дидактической системы) является обучающая деятельность, её содержание, формы, методы и средства. Главная задача дидактики – комплексная оптимизация всех параметров обучающей деятельности. Важнейшей дидактической функцией обучения является функция прогнозирования промежуточных р ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru