Новая педагогика » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 16

На современном этапе развития образовательных систем идея интеграции – не просто идея или методический прием. Это методологический принцип, своего рода краеугольный камень Образования и Просвещения XXI в.-пишут ведущие исследователи: З. Гельман, М. Розов, Д. Казаринова, Г. Карпова, Л. Кураков, О. Мартыненко, Н. Жукова, Т. Милославский и другие. На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция – есть процесс сближения и связи наук, представляющий собой высокую форму воплощения междисциплинарного синтеза. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчеркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». У Джона Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. Иоганн Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

В современном мире налицо тенденция развития и восприятия новых идей не на традиционных дисциплинарно – предметных платформах физики, химии, литературы, права, этики и т.д., а на стыке этих платформ. Выработка понимания гармонии мира – сверхзадача процесса обучения. И хотя на протяжении истории человечества эта сверхзадача не всегда представлялась достаточно отчетливой, думается, что данным целям лучше всего служит исторический подход, который в содержательном плане может представлять и психолого-эмоциональную направленность.

Развитие науки потеряет всякий смысл, если ее отдельные области будут отделены друг от друга непроницаемой мембраной и если не будет специального знания, призванного осмысливать науку в целом.

Именно философия образования в системе знания служит той метанаукой, объединяющую функцию которой можно определить как «мост над наукой». На современном этапе развития общества наиболее перспективны и логичны образовательные системы на исторической основе. В генезисе ключевых понятий педагогики в историко-культурном контексте тип культуры однозначно детерминирует не только определенный тип личности, но и пути ее формирования. Следует подчеркнуть, что научная литература не располагает сведениями о дидактической сущности или методико-содержательных рекомендациях по курсам стыковых гуманитарно-естественных дисциплин либо интегративным комплексам историко-научного, историко–естественно–научного, историко–культурного знания. Как и литература, также и история принимает на себя интегрирующую функцию и дает наиболее комплексное понимание культурного наследия человечества.

Интеграция образования – проблема, к решению которой мировое сообщество только приступает. Она многоаспектна и требует поэтапного решения. Так определяют современное состояние науки основоположники синергетического подхода Г. Хакен, Г. Ушамирская, Д. Чернавский. Выдающийся реформатор образования Дж. Дьюи провозгласил ребенка Солнцем, центром педагогической Вселенной, выдвинул новый принцип построения учебных программ: «От ребенка – к миру и от мира к ребенку». Вместо прежнего предметоцентризма он предлагал комплексные темы круги, концентрически расширяющиеся по мере взросления ребенка: семья-школа-район-город-страна-человечество-Вселенная.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Другое по теме:

Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе
В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному: Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Программа «Семицветик» – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Программа «Приобщение дете ...

Детский сад Л.К. Шлегер
Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа ...

История развития хорового пения
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и во ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru