Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 5

При рассмотрении точек зрения передовых учёных российского общества начала XX в. по вопросу о школьном историческом образовании наблюдается иной подход к поставленной проблеме. В истории они видели лучшее средство воздействия на развитие личности.

Так, В.О. Ключевский в своих раздумьях о роли и месте истории в формировании личности, отраженных в дневнике за 1868 г., «этой приходной книге души», записал: «Если история способна научить чему-нибудь, то прежде всего сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее».

Педагог П.Ф. Каптерев (1849–1922), размышляя о проблемах становления личности, считал, что развитие человека требует не только его практического воспитания, но и теоретического образования, и в том не последнее место отводится истории. Педагог В.Д. Сиповский, подчёркивая значение истории, отмечал, что этот предмет содержит в себе богатейший материал, необходимый для педагогических целей. 3 Размышляя о значении истории в образовательном отношении, педагог С.С. Никольский отмечал, что история – тот предмет, который способствует развитию мыслительной деятельности.

Таким образом, в противовес официальным установкам передовая общественность высказывала требование о необходимости постановки школьного исторического образования на научную основу. В этом подходе педагоги видели возможность развития у учащихся сознательного усвоения исторических понятий и вместе с тем понимание самого смысла исторического процесса.

Обсуждая вопрос об историческом образовании, они прежде всего старались обратить внимание не только на его образовательную значимость, но и на воспитательную ценность. Не случайно С.С. Никольский на основе своего опыта пришёл к выводу, что «история порождает в учащихся любовь к свободе, труду и порядку, воодушевлённое отношение ко всему великому, одним словом – гуманность».

Таким образом, по вопросу об историческом образовании основополагающим началом становится идея всестороннего развития личности. В политических условиях нарастания общественного кризиса (1910–1914 гг.) осуществить эту задачу было практически невозможно.

Но вопрос о совершенствовании исторического образования всё-таки оставался актуальным. Проведённая летом 1913 г. министерская ревизия качества знаний учащихся установила, что результаты обучения истории крайне низки, учащиеся не проявляют интереса к данному предмету. Однако и тут вину за сложившуюся ситуацию следует целиком возложить на

Министерство народного просвещения, так как министерские указания четко формулировали задачу школы: «сообщать ученикам лишь отчётливые и определённые знания политической, военной и культурной истории России, избегая при этом уклонений в сторону различных исторических гипотез и теорий».

И всё же проверяющие были далеки от истины, считая, что учащиеся не проявляют интерес к истории. М.Г. Белофост в своём исследовании «Проблемы школьного исторического образования в ракурсе внутренней политики российского правительства в начале XX века» приводит следующие данные: в 1911–1913 гг. по инициативе общества распространения технических знаний (ОРТЗ) был проведён анкетный опрос учителей средних учебных заведений о состоянии преподавания истории. Анализ ответов позволил сделать вывод о том, что учащихся интересовали проблемы революций и тайных обществ. «Это говорит о том, – утверждает автор, – что, несмотря на министерские запреты, замкнутые в стенах своих школ ученики делали попытки осмыслить тайны бытия».

В тех же источниках содержатся сведения о том, что в 1913 г. учеников волновали явления социальной, экономической и культурной истории. В констатации этого факта следует видеть стремление учащихся осмыслить происходящие в стране события, а именно этого и опасалось правительство.

Проблемы, перед которыми оказалось школьное историческое образование, вынудили передовую педагогическую общественность перейти к активным действиям. В Москве, Санкт-Петербурге создаются общественно-научные центры, отделения которых стали изучать и программировать процесс обучения истории в школе. Вопросы исторического образования были центром внимания многих педагогических съездов. Наибольшее значение в этом плане имели I Всероссийский съезд деятелей обществ народных университетов (Петербург, 1908 г.), Общеземский съезд по вопросам народного образования (Петербург, 1913 г.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Распределение Пуассона
Пусть производится n независимых испытаний, в каждом из которых вероятность появления события А равна р. Для определения вероятности к появлений события А используют формулу Бернулли. Если n велико то пользуются формулой ЛапласаЮ однако эта формула непригодна, если вероятность события мала (p<0. ...

Педагогические основы нравственного воспитания
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — считает И.Ф. Харламов . Термин «нравствен ...

Экспериментальная проверка эффективности работы в группах
Одной из задач нашего исследования являлось обоснование лингводидактической сущности аутентичных видеоматериалов как основного средства формирования МК на базовом курсе языковой подготовки в вузе, и определение принципов и критериев их отбора. Специфической особенностью АВМ, в отличие от других ауд ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru