Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 3

Таким образом, можно сказать, что либеральная общественность целью исторического образования считала «возбуждение любви к человеку» вообще. «В каком бы положении ни находился человек, на какой ступени развития не стоял он, каким бы значительным пространством времени не был отделен от нас, он достоин нашей любви», – писал один из представителей буржуазного либерализма о вопросах преподавания истории.

В то же время значительная часть либеральных историков – методистов, выступая с критикой феодально-крепостнической школы России, искала для неё образец на западе и идеализировала западноевропейскую и североамериканскую школы.

В русской педагогической периодике, особенно на страницах либерально-буржуазного журнала «Учитель», издававшегося и редактировавшегося И. Паульсоном и Н. Весселем, стали широко пропагандироваться различные методические системы, распространявшиеся в немецкой школе и отрицавшие необходимость системности в изучении истории, так как в исторической науке, якобы, нельзя вскрыть внутренние закономерности исторического процесса.

Активно обсуждался и «регрессивный» или ретроспективный метод Каппа, который настаивал на том, что изучение истории должно вестись не в той последовательности, в которой совершалось историческое событие, от прошлого к настоящему, а, наоборот, от близкого к нам настоящего к прошлому. Однако в основе этой теории лежит утверждение о непознаваемости исторических закономерностей; что же касается самого немецкого основоположника этой теории, то он утверждал, что только «изучение истории с родного места» и «развивает любовь к царствующим государям» и только так можно воспитать у учащихся должное чувство «глубокого уважения к прежним деятелям», чего невозможно достигнуть, если «смотреть на заслуги правителей с точки зрения древних языческих или новых чужеземных народов». Эта система исторического образования вызвала решительный отпор в России, но близкая к ней по существу подмена широкого исторического курса отечествоведением нашла себе сторонников среди таких видных деятелей в области исторического образования, как А.В. Добрынин, который в книге «О преподавании отечественной истории» отмечал, что целью изученной истории, кроме знания и развития мыслительных способностей, должно стать возбуждение в учащихся любви к отечеству, уважение к великим российским людям, трудившимся в разное время на пользу своего государства. В Казани в 1891 г. вышла книга С. Ламовицкого «Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории». По мнению автора, историческое содержание «изучается не ради его самого, оно не есть цель, а средство, с помощью которого требуется произвести известное воспитательное влияние на учащихся» и, прежде всего, способствовать их развитию. Многие методисты также не избежали участи подмены исторического курса отечествоведением. Н.И. Кареев – позитивист либерального направления, член кадетской партии, считал, что первооснову исторического процесса определяют общественные идеалы (высказываются людьми, становятся общепризнанными, руководят обществом). Основную мысль всех работ Н.И. Кареева можно сформулировать так: история – это закономерный процесс, в основе которого лежат общественные идеи и юридические законы. История не имеет скачков, развивается плавно, по восходящей линии.

Р.Ю. Виппер и Н.А. Рожков в своих работах пропагандировали тезис о том, что историю творят народные массы, но стихийно, личность не влияет на ход ее развития. История – закономерный процесс, но эта закономерность носит фатальный, заранее предопределенный характер. По мнению этих авторов, изучать, главным образом, нужно социальные отношения и формировать социологические понятия. По мнению Р.Ю. Виппера, должно изучать движение человеческого общества, рассматривать типичные для эпохи явления.

Вышеуказанные тенденции отражала европейская система школьного исторического образования, которая в общих чертах выглядела следующим образом: в младших классах изучался свой микрорайон с точки зрения географии, естествознания и истории; в 5 классе – отчизноведение; в 7 классе – все накопленные знания пополнялись новыми и систематизировались.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Формирование умственных действий младших школьников
Одним из эффективных способов развития мышления младших школьников - целенаправленное формирование у них умственных действий в процессе обучения. Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, представляется следующим образом: 1. Ознакомление с составом будущего действия в практическ ...

Роль и функции школы в воспитании подростков
Формирование развитой личности – это конечная цель воспитания подростка в свете основных задач современного общества. Но эта цель не может быть реализована автоматически, без усилий со стороны. Во-первых, необходимо создать материальные возможности и социальные условия. Во-вторых, создать предпосыл ...

Развитие школьного исторического образования, использование активных методов обучения истории конца XIX- нач. XX века
Начало XX века в мире ознаменовалось резким ростом промышленности, экономики, приобрели некую динамичность социальные и глобальные процессы. Многие европейские державы вступили на новую ступень своего развития, и Российская империя не была исключением. К этому времени в России происходит значительн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru