Новая педагогика » Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста » Пути формирования этических представлений у детей

Пути формирования этических представлений у детей

Страница 1

В. А. Сухомлинский считает, что воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение с вечной истиной мудрой мысли. А это возможно, если рассматривать урок этики или этическое занятие как процесс человековедения и, отвергнув типологию дидактических принципов, строить его как непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога-воспитателя, при котором голос каждого значим и слышим, не возможен.

Формирование этических представлений − процесс целенаправленного и организованного овладения детьми общечеловеческими ценностями.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

· гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) к ребенку;

· четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

· создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

При определении содержания, форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на фундаментальные позиции отечественной психологии и педагогики: деятельностный подход и определяющую роль обучения (А. Запорожец, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.). Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.

Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Вероятнее всего, ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые при условии его воспитания, становятся мотивами его поведения.

Знания о нравственных отношениях включают два аспекта:

1. Умение выделить соответствующие поступки и оценить как хорошие или плохие;

2. Представление о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.

Переход внешних этических представлений ребенка во внутренние этические инстанции обусловлен следующими факторами:

Ø представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомство с ним ребенка;

Ø раскрытие нравственного смысла подразумевает умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении;

Ø переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, а для ребенка-дошкольника наиболее значимой является именно игровая ситуация.

На основе анализа методической литературы было выявлено, что формирование этических представлений у дошкольников идет по следующим направлениям:

- организация работы на занятиях;

- организация работы в повседневной жизни;

- работа с родителями.

На занятиях происходит обучение детей, а в повседневной жизни, как в дошкольном учреждении, так и в семье происходит закрепление полученных детьми знаний, на основе которого формируются привычки и поведение детей.

Вся работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье организуется на основе средств этического воспитания.

Средства этического воспитания:

· Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

· Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина, В.Д. Сыч).

· Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство − деятельность как таковая − необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru