В. А. Сухомлинский считает, что воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение с вечной истиной мудрой мысли. А это возможно, если рассматривать урок этики или этическое занятие как процесс человековедения и, отвергнув типологию дидактических принципов, строить его как непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога-воспитателя, при котором голос каждого значим и слышим, не возможен.
Формирование этических представлений − процесс целенаправленного и организованного овладения детьми общечеловеческими ценностями.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
· гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) к ребенку;
· четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
· создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.
При определении содержания, форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на фундаментальные позиции отечественной психологии и педагогики: деятельностный подход и определяющую роль обучения (А. Запорожец, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.). Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.
Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Вероятнее всего, ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые при условии его воспитания, становятся мотивами его поведения.
Знания о нравственных отношениях включают два аспекта:
1. Умение выделить соответствующие поступки и оценить как хорошие или плохие;
2. Представление о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.
Переход внешних этических представлений ребенка во внутренние этические инстанции обусловлен следующими факторами:
Ø представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомство с ним ребенка;
Ø раскрытие нравственного смысла подразумевает умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении;
Ø переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, а для ребенка-дошкольника наиболее значимой является именно игровая ситуация.
На основе анализа методической литературы было выявлено, что формирование этических представлений у дошкольников идет по следующим направлениям:
- организация работы на занятиях;
- организация работы в повседневной жизни;
- работа с родителями.
На занятиях происходит обучение детей, а в повседневной жизни, как в дошкольном учреждении, так и в семье происходит закрепление полученных детьми знаний, на основе которого формируются привычки и поведение детей.
Вся работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье организуется на основе средств этического воспитания.
Средства этического воспитания:
· Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
· Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина, В.Д. Сыч).
· Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство − деятельность как таковая − необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Другое по теме:
Психологические, этические, социальные предпосылки
учения Аристотеля
Как говорилось выше, в основе учения Аристотеля лежало понятие о трех составляющих души. Кроме этого, в концепции Аристотеля есть понятие о бессмертном, чистом, универсальном разуме, который после смерти человека сливается с вселенским разумом. Следовательно, загробного бытия не существует. Поэтому ...
Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствов ...
Творческий потенциал университетской социокультурной среды
Одаренность проявляется не только в опережающем развитии интеллекта, подтверждаемого успехами в академической, научно-исследовательской, информационно-поисковой деятельности. Сегодня особенно востребована социальная одаренность, находящая выражение в незаурядных организаторских способностях, в лиде ...