Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 4

К.Д. Ушинский, излагая свои впечатления от поездки по Швейцарии в 1862–1863 гг., одобрил такую систему преподавания, но она не встретила широкой поддержки в русской школе.

Значительно заметнее на развитии русской буржуазно-методической мысли сказалась также возникшая на Западе, тенденция подмены курса истории гражданского общества западной культурно-бытовой историей. Весьма распространенным в России на рубеже XIX–XX вв. оказалось отрицание истории как единого целого, а отсюда и изучения политической истории. На страницах западных изданий пропагандировалась мысль, что история должна побуждать «к развитию более мирных учреждений», знакомя учащихся с достижениями человеческого труда и культуры. Построенное в этом плане преподавание истории позволит даже самого незначительного ремесленника наполнить чувством собственного достоинства, которое будет в состоянии предохранить его от робости и уныния посреди всех жизненных трудностей и невзгод.

Отказ от необходимости изучения политической истории, подмена всестороннего курса истории гражданского общества изучением истории и культуры, быта приводили к требованию «прочтения важнейших литературных памятников человеческой мысли»; отсюда возникал так называемый «реальный метод» преподавания истории, который выдвинул и широко пропагандировал М.М. Стасюлевич (1826–1911 гг.), известный историк и методист, создатель и редактор на протяжении 42-х лет журнала «Вестник Европы», ставшего одним из главных органов российского либерализма.

В основе его взглядов на школьное преподавание лежало противопоставление истории как науки истории как предмету преподавания.

Суть «реального метода» М.М. Стасюлевича состояла в требовании самостоятельного и активного изучения исторических источников под руководством учителя. С этой целью он создал хрестоматию по истории средних веков. Отсюда – воспитание критических способностей будущего гражданина и отрицание необходимости постановки школьного систематического курса, создания школьных учебников истории, замена их чтением источников. «Новый метод преподавания истории видит в литературных памятниках свежий вечно бьющий ключ исторического познания, – писал М.М. Стасюлевич, – если мне позволят продолжать эту метафору, я скажу, что лучшие преподаватели предпочитают поднести учащемуся один стакан из этого ключа, нежели показать ему длинную намалёванную реку. Кто прочёл Тацита, Энгельгардта, Фруассара, тот лучше знает историю, и более исторически образован, нежели тот, кто усвоил себе целое историческое руководство».

Таким образом, «реальный метод» преследовал очень важную воспитательную задачу: развить у учащихся критическое мышление, чтобы «образовать в человеке ту главную силу, которая даёт ему впоследствии возможность быть не равнодушным зрителем или игрушкой случайно набежавших мыслей, а твёрдым и сознательным деятелем, который в изучении прошедшего нашёл средство здорово судить настоящее».

Школьное преподавание истории зависит от взглядов на задачи истории, которые господствуют в науке в данный временной промежуток.

Для более детального освещения поставленного выше тезиса необходимо хотя бы кратко охарактеризовать обстановку в научном мире начала XX века.

Учёные разделились во мнении о путях развития общества. Господствующее положение занимала официальная точка зрения, согласно которой всё образование должно быть направлено на укрепление и незыблемость монархического строя, т.к. это предопределялось «свыше». Отсюда понятно главенство Закона Божьего в системе школьных дисциплин и то, почему история не оказалась в числе обязательных предметов. Официальная педагогика считала историю предметом, оторванным от жизни, и её основное назначение видела в простом ознакомлении с далёким прошлым, которое рекомендовалось излагать в форме идеального содержания. Однако, как заметил известный педагог того времени В.Д. Сиповский, – «цель воспитать нравственно – религиозное чувство не может быть поставлена преподавателю истории, так как усмотреть в исторических фактах действие Божьего промысла – задача не по силам даже учёным – теологам». И всё же подобная постановка цели исторического образования была реальностью, и она не могла не сыграть отрицательной роли: боязнь того, что понимание вопросов исторической действительности привьёт молодёжи скептицизм, привела к тому, что акценты в преподавании на провиденциализм ослабляли понимание исторических закономерностей, и порой молодое поколение, покидавшее стены школы, не имело почти никаких исторических представлений. Данный вывод подтверждает и опубликованное в 1913 г. исследование К.В. Сивакова, поставившего целью проанализировать уровень состояния преподавания истории как школьной дисциплины методом анкетирования учащихся средних учебных заведений, в котором приняли участие гимназисты Москвы и Санкт-Петербурга. В исследовании было опрошено около 5 тыс. респондентов. Предложенные вопросы в основном выявляли отношение участников к социально- историческим наукам, не затрагивая при этом задания для определения уровня качества знаний учащихся, системы работы преподавателей и т.д. Результат анкетирования показал, что на данном этапе школьники проявляют слабый интерес к общественным наукам. К сожалению, автор не попытался выяснить субъективные и объективные причины, сказавшиеся в конечном итоге на полученных результатах; а они, по нашему мнению, лежат в самой системе постановки школьного образования. История не относилась к числу обязательных дисциплин, учебные планы средних учебных заведений оказались очень перегружены предметами, что в конечном итоге исключало саму возможность серьезного изучения какого-либо предмета вообще и тем более истории, так как отсутствовала сама система исторического знания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Подготовка учителя к работе с технологией
В своей статье «Как подготовить современный урок» Ю. В. Завельский дает определение урока. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем ...

Исследование умственно отсталых школьников к профессиональной деятельности
Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений школьников. Исследование проводилось в период с15.09.2010. по 17.10.2010г. в реабилитационном центре «Росинка» в п. Цасучей из них: 4 мальчика и2 девочки. Были обследованы школьники 12-17 летнего возраста с диагнозами легкая степень умстве ...

Психологическая готовность к обучению в школе
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника (А.Н.Леонтьев). Степень готовности к школьному обучению – это в значительной мере вопрос социальн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru