Новая педагогика » Мотивы игры и учения » Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников

Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников

Страница 1

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.

Цель данного исследования: выявить и изучить взаимосвязь учебной мотивации у старших дошкольников с влиянием на неё сюжетно-ролевых игр.

Объект исследования: старшие дошкольники.

Предмет исследования: учебная мотивация.

Гипотеза исследования: Учебная мотивация дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении, определить педагогические условия использования педагогических игр.

2. Изучить уровень учебной мотивации дошкольников, занимающихся с использованием игровых методик.

3. Исследовать мотивационн1ю готовность ребенка к школе, исследование уровня сформированности "внутренней позиции школьника".

Для исследования мотивационной готовности детей к школе мы использовали методику исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург.

Мы провели исследование на базе детского сада, обследуя старших дошкольников двух старших групп ДОУ №146 (экспериментальная группа) и №90 (контрольная группа) г. Мурманска. Всего нами было обследовано 40 дошкольников. Из них 22 мальчика и 18 девочек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе - были обследованы дети старшей группы ДОУ №146, которая являлась экспериментальной в ходе данного исследования. Заполнены и составлены все протоколы бесед. Также были обследованы дети старшей группы ДОУ №90, которая являлась контрольной в ходе нашего исследования.

На втором этапе - в экспериментальной группе, в процессе подготовки детей к школе, проводились занятия с использованием сюжетно-ролевых игр.

На третьем этапе - были проведены повторно исследования мотивационной готовности к школе, мотивации учения и сформированности "внутренней позиции школьника" у двух старших групп.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

На основе полученных результатов выделяются мотивы:

Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.

Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.

Отметка: мотив получения высокой отметки.

Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.

Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Значение преподавания математики для формирования научного мировоззрения школьников
Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающий нас мир, на возможность его познания человеком, на отношение к обществу и труду. Таким образом, мировоззрение представит собой целый комплекс представлений о реальном мире, о его познаваемости, об отношении человека к труду, к другим людям, ...

Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...

Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru