Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 1

Характерной особенностью образовательной политики государства в конце XIX – начале XX в. было игнорирование потребностей общества в грамотных людях. Правительство не учитывало тот факт, что развитие в России капитализма создавало особое отношение общества к образованию; изменились духовные ценности, которые теперь виделись в научном понимании мира и овладении практическими навыками.

В период с 1900 по 1914 гг. правительство пыталось определить политику в школьном историческом образовании, согласно которой реформирование системы среднего образования должно было преследовать двоякую цель: во-первых, обеспечить степень культуры, которой было бы достаточно для частной жизни, семьи и государства; во-вторых, дать необходимый образовательный уровень для поступления в высшее учебное заведение.

Министерство народного просвещения видело свою задачу в переходе от феодального консерватизма к буржуазному либерализму. Однако позитивной программы перехода выработано не было, а предлагалось вернуться к старой педагогической системе. Эти колебания сопровождались целым рядом уступок, на которые правительство вынуждено было пойти: были отменены переводные экзамены, обязательная форма одежды, разрешена деятельность родительских комитетов.

В историческом образовании это выразилось в увеличении числа часов на изучение предмета, приведении содержания курса русской истории к состоянию исторической науки. В обществе же, с учетом перемен, складывалась новая система отношений и новое понимание человеческих ценностей, формированием которых у подрастающего поколения и должна была заниматься школа. Однако школа оказалась неподготовленной к решению поставленных перед ней задач, что и явилось основанием для поднятия вопроса о реформе.

Поворотным моментом в жизни школы стали события 1905–1907 гг. Все участники образовательного процесса приняли активное участие в политических событиях с целью добиться демократических преобразований для школы.

Предшествующие выступления Н.Г. Чернышевского и И.А. Добролюбова дали толчок к развитию общественно-педагогической мысли, активность которой отразила вся русская периодическая печать того времени: «Журнал для воспитания» А.А. Чумикова, «Русский педагогический вестник» А. Вышеградского, «Учитель» И. Паульсона и Н. Весселя и другие.

В борьбу за реформу школы включились самые широкие круги либерально-буржуазной интеллигенции, в которых имело место также и недопонимание роли исторических знаний в общей системе образования, даже высказывалось требование полного отказа от изучения истории в школе; некоторые предлагали разрушить старую крепостническую систему преподавания истории, без указания на то, как же следует тогда поставить её школьное преподавание.

Однако, как только политическое положение в стране стабилизировалось, правительство взяло курс на успокоение школы и отменило ранее дарованные уступки. Особую активность в этом направлении проявил «Совет объединенного дворянства», созданный в 1906 г. Члены этого совета выступали с требованием сохранить сословность в школьной политике и привилегии дворянства на образование. Правительство же, в свою очередь, сделало все возможное, чтобы интересы дворянства не пострадали. Многие исследователи единодушны во мнении, когда период 1907–1917 гг. определяют как время жестокого режима, осуществляемого правительством в отношении всех типов учебных заведений. Характер избранного курса диктовался ходом идеологической и политической борьбы, которая в это время обострилась и приняла широкий размах. Молодое поколение оказалось втянутым в эту борьбу, вот почему школа стала центром пристального внимания не только правительства, но и, как отмечал В.М. Пуришкевич, революционных элементов, которые «все свои усилия направили на борьбу народных масс на дело соответствующего воспитания… при помощи школьного учителя и школьной книги».

В качестве первого шага демократических преобразований предлагалось введение всеобщего начального бесплатного образования (проект В.П. Вахтерова 1885 г.), частично реализованный Первой Государственной Думой в 1905 г. К этому же вопросу возвращалась Вторая Дума 1907 г., которая предложила ряд законопроектов: проект 116 – «Предложение о реформе средней школы»; проект 33 – «Об установлении права поступать в высшие учебные заведения для лиц, окончивших реальные училища, духовные семинарии, кадетские корпуса, коммерческие училища и другие средние учебные заведения».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Сущность понятия самообразование
Самообразование – это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, политической, художественной и другой литературы. Источниками служат также газеты, радио, т ...

Социология образования
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология образования является специальной теорией среднего уровня. Объект социологии образования - сфера образования как социальное явление; люди, их объ ...

Классификация методов обучения естествознания
Метод - слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение у ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru