Педагогика и воспитание » Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста » Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников

Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи". Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык - средство.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредствам которых реализуются интеллектуальные функции человека. Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования "языкового сознания" человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют "личностные" характеристики языка. Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. "Присваивая" общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку - это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А.Н. Леонтьева, что "хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке". Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.


Другое по теме:

Анализ школьного учебника и тетради на печатной основе по биологии раздела « животные» на наличие и достаточность контрольных и проверочных работ
УМК по курсу «Биология» для 7 классов построен на основе Федеральной программы и авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко и др. имеет комплексный характер и включает основы разных биологических наук. УМК для 7 классов по данной линии включает учебник, рабочую тетрадь, методическое пособи ...

Обучение детей решению задач, обучение детей формулировке арифметических действий
Предшествующая работа позволяет детям перейти к новому виду деятельности — вычислениям. Обучение сложению и вычитанию — одна из основных задач математической работы в первом классе. В детском саду проводят главным образом подготовительную работу. Дети осваивают вычисление, составляя и решая арифмет ...

Анализ комплекта учебников «Гармония»
В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в трех системах начального обучения интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. В силу того, что учителю сложно смоделировать сво ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru