Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Страница 6

Новая задача не вызывает у умственно отсталых детей попыток предварительно представить себя в уме ход ее решения.

Умственно отсталый ребенок часто не обдумывает своих действий, не предвидит их результата. Это означает, что ослабленная регулирующая функция мышления.

Этот недостаток тесно связан с так называемой некритичностью мышления. Некоторым умственно отсталым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предложений. Они редко замечают свои ошибки. Умственно отсталые дети даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Неумение сопоставлять свои мысли и действия с требованиями объективной реальности носит название некритичности мышления. Данная особенность мышления в большей или меньшей степени присуща многим умственно отсталым детям. В наиболее резкой степени она обнаруживается у детей с поражением или недоразвитием лобных долей мозга.

Некоторые олигофренопедагоги XIX века предлагали развивать мышление детей при помощи специальных упражнений и тренировок в решении задач типа головоломок. Нельзя отрицать полезного влияния специальных упражнений. Однако такие упражнения играют лишь вспомогательную роль. Основной же путь развития мышления умственно отсталых детей – это путь систематического овладения знаниями и навыками, соответствующими школьной программе. Именно изучая различные учебные предметы, решая задачи, читая книги и привыкая грамотно формировать свои мысли в устной и письменной форме, ребенок приучается анализировать, обобщать, строить умозаключения и проверять их правильность, то есть приучается мыслить.

Анализ современной литературы по специальной психологии показывает, что, несмотря на различные подходы к изучению мыслительных операций умственно отсталых учащихся, можно выделить те их характерные особенности, которые отличаются во всех работах. У учащихся вспомогательных школ процессы сравнения и обобщения затруднены, для них характерны недостаточное развитие логического анализа и синтеза, при выполнении экспериментальных заданий. Мысленное сравнение предметов, требующее определенного уровня сформированности понятий, осуществляется с недостаточным учетом причинно–следственных отношений. Развитие обобщения, которое составляет основу образования понятия, у умственно отсталых происходит преимущественно за счет увеличения числа выделяемых признаков и, в первую очередь, внешних, ситуационных, не существенных. Коррекция недостаточности мышления у умственно отсталых учащихся предполагает обязательную активацию и совершенствование мыслительных операций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое по теме:

Развитие навыков диалогической речи посредством использования ролевых игр на уроках немецкого языка
В ходе работы над развитием навыков диалогической речи учащихся мы использовали ролевую игру на уроке немецкого языка по теме «Die Tiere». Цель: формирование навыков диалогической речи по изучаемой теме. Задачи: - закрепление лексики по теме; - создание коммуникативной ситуации. Ход работы: Учитель ...

Формирование умственных действий младших школьников
Одним из эффективных способов развития мышления младших школьников - целенаправленное формирование у них умственных действий в процессе обучения. Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, представляется следующим образом: 1. Ознакомление с составом будущего действия в практическ ...

Вооружение педагогов психологическими знаниями
Использование содержания педагогики высшей школы в качестве программы действий по организации и проведению многообразных видов педагогической деятельности. К категориальному аппарату педагогики высшей школы, помимо общепедагогических, можно отнести профессионально-педагогические категории, такие ка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru