Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Страница 2

Операция обобщения является наиболее сложной, связанной со всеми другими операциями – анализом, синтезом, сравнением.

Обобщение – это высшее, наиболее сложное приобретение человеческого мозга. Из поражения мозга вытекает невозможность обобщения. Если бы в конце жизни ученика вспомогательной школы выяснилось, что ему доступны сложные обобщения, это означало бы, что произошла ошибка – этот человек никогда в детстве и не был умственно отсталым.

Иную точку зрения высказывает Л.С. Выготский. Нисколько не отрицая того факта, что мышлению умственно отсталых детей свойственна конкретность, Л.С. Выготский писал, что недоразвитие высших форм мышления является «первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнением, возникающим не обязательно. Следовательно, по мнению Л.С. Выготского, умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс происходит медленнее, чем у здоровых людей.

Мышление, понимание закономерностей, овладение понятиями приводит к уменьшении связанности наглядной ситуацией, к большей свободе и подвижности действие ребенка. Умение обобщать делает ребенка менее инертным и тугоподвижным, более свободным и гибким. Мысль поднимает ребенка не только над его наглядными представлениями, но и над своими собственными побуждениями и страстями. Особенности оперативной стороны мышления в специальной психологии изучались в плане постепенного перехода ребенка от практических действии с предметами к мысленному анализу и синтезу рассматриваемых объектов и явлений. При этом под анализом подразумевается мысленное расчленение предмета или явления, выделения составляющих его основных частей, сторон, его существенных свойств. В процессе синтеза восстанавливается расчленяемое анализом целое, устанавливается существенные связи и отношение выделенным анализом элементов, раскрывается существенные связи целого (С. Л. Рубинштейн, 1940). Таким образом, анализ и синтез представляют собой взаимосвязанные и взаимопереходящие стороны мыслительного процесса.

Изучение операций анализа при восприятии различных объектов умственно отсталыми школьниками отраженно в работах А. И. Липкиной, 1953; Е. М. Кудрявцевой (1954, 1961). Авторы установили, что умственно отсталые школьники называют меньшее количество частей рассматриваемых предметов, чем их нормальные сверстники. Так, в следствиях А. И. Липкиной умственно отсталые учащиеся 1 класса при рассмотрении пластмассовой пуговицы в свое описание включали только два зрительно воспринимаемых признака (величину, цвет). Другие признаки – форма, материал выделялись только в специально созданных условиях. Признаки, воспринимаемых с помощью осязания, выделялись детьми очень редко. В то же время ученики 1 класса массовой школы называли до пяти различных свойств, в том числе цвет, форму, объем и другие.

Активное развитие мысленных операций происходит в младшем школьном возрасте.

Характерной особенностью, обнаруживающейся при восприятии предметов умственной отсталыми младшими школьниками данным Е. М. Кудрявцевой (1954), является то, что ими преимущественно выделяются внешние признаки, резко бросающиеся в глаза. Так, рассматривая картинки, они называют уши, ноги, хвост собаки или клюв, лапы у птицы, но не выделяют, например, туловище. Перечисление деталей объектов отличается бессистемностью и неупорядоченностью, часто называется рядоположные признаки.

В психологии сравнение обычно определяют как мыслительную операцию, на основе которой при сопоставлении предметов или явлений раскрывается их тождество или различие, и которая с опорой на анализ и синтез при сопоставлении предметов приводит к их классификации. Высоко оценивая сравнение как познавательную операцию и отмечая дидактические возможности его использование при обучении, К. Д. Ушинский (1949) и другие авторы указывали на то, что сравнить предмет с другими предметами – Это не только назвать его существенные свойства, но и создать о нем представление, понять его.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Общая характеристика педагогической профессии
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Педагогическую профессию из ряда других выделяют, как правило, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. К особенностям деятельности педагога относи ...

Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью
Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и с ограниченными возможностями в выборе профессии, видов и форм труда. Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном ...

Теоретические аспекты коррекции речевого дыхания детей с нарушением речи
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного об ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru