Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Технологизация образования

Технологизация образования

Педагогика современности испытывает огромную потребность в смыслорождающих авторских обучающих и воспитательных технологиях, что является как следствием, так и выражением личностной парадигмы творческой, поисковой самореализации педагога. Обучение в своей генеральной направленности должно способствовать психотерапевтическому изменению личности сообразно объективно существующим морально-нравственным ценностям бытия и труда. Система профессионального обучения широко использует принцип многократного вхождения элементов системы, что позволяет выделять в общем процессе локальные, автономные, имплицитные (прямо не проявляющиеся), перемежающиеся и другие структуры, по сути своей использующие единый деятельностный состав системы образования. Понятие "технология образования" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, предъявления, изменения и предъявления – учебной информации с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик-учитель; результат деятельности. Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трёх аспектах: научный; процессуально-описательный; процессуально - действенный. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, всё лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Понятие "педагогическая технология" шире чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Последнее десятилетие XX в. внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин – "децелирация", означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. По проведенным исследованиям в ряде школ Советского и Железнодорожного районов г. Ростова-на-Дону, картина, характеризующая готовность детей к обучению в школе, выглядит драматически. Низкий уровень подготовленности детей к начальному обучению достигает 25 %. В итоге, как показывает проведенный нами психолого-педагогический мониторинг, индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5 – 3,0 %. Примерно на столько же ежегодно возрастает число "исключительных" детей, поступающих в первый класс. И это в городе, который по интеллектуальному потенциалу в рамках России уступает лишь Москве и Петербургу!Это и многое другое обязывает нас в корне пересмотреть своё отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени её адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.


Другое по теме:

Педагогический процесс как основное понятие педагогики и его связь с педагогической системой
Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет науки. Для педагогики роль стержневого понятия выполняет "педагогический процесс" - это движение от ...

Сангина
Сангина (от лат. sanguineus — кроваво-красный). 1) Палочки-карандаши без оправы, красно-коричневых тонов (из коалина и оксидов железа). 2) Техника рисунка с помощью сангины. Известна с эпохи Возрождения. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. Сангину, ...

Методика организации работы по исторической карте
Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацие ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru