Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Страница 1

В структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейшей форм познания. Благодаря мышлению человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленно поиск решения возникшей проблемы. У нас можно купить в Москве кондиционеры Panasonic по выгодным ценам.

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность. Являясь целенаправленной деятельностью, мышление всегда выступает как решение определенной проблемы.

В самом определении умственной отсталости содержится указания на то, что первейшим ее признаком является нарушение познавательной деятельности. Именно это обстоятельство заставило создать обучения умственно отсталых детей особую сеть школ.

У умственно отсталого ребенка наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи.

Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи лишает ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развивается мышление. Очень четко формулируют все эти мысли Ж.И. Шиф и В.Г.Петрова. они пишут, что мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственно познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. следовательно умственно отсталый ребенок оказывается неподготовленным к поступлению в школу. Он очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабость обобщения.

В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей.

Так, например, М.В. Зверева и А.И. Липкина пришли к выводу, сто умственно отсталые дети, сравнивая предметы, проявляют склонность к установлению различие, не умея в то же время уловить сходство. Профессор Л. В. Занков обнаружил, что при сравнения предметов или явления умственных отсталые дети часто опираются на случайные внешние признаки, не выделяя существенных признаков.

Сниженные возможности обобщения является одним из основных недостатков мышления умственно отсталых школьников. В процессе обучения это обнаруживается в трудностях усвоения нового материала, а также в нахождения признаков понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить.

Раскрывая психические механизмы познавательной деятельности при олигофрении, Л. С. Выгодский говорил о недоразвитых высших форм мышление как о вторичном синдроме при умственной отсталости, возникающим на фоне органического дефекта. Отрицая фатальную предопределенность предела развития мышления органическим дефектом, Л. С. Выгодский и позже другие исследовании в области специальной психологии ( М. С.Певзнер, Т. Е.Сухарева, И. М.Соловьев, Л. В.Занков, Ж. И.Шиф и др.) указывают, что, хотя органическое поражение головного мозга и всей центральной первой системы ограничивает возможности развития интеллекта при умственной отсталости, все же в условиях коррекционного обучения возможно развития мысленной деятельности. Экспериментально установлено (С. Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф, В. Г.Петрова, Ю.Т.Матасов и др.), что под влиянием коррекционной работы в процессе обучения и воспитания, учащихся вспомогательной школы постепенно развиваются такие свойства мышления, как произвольность, целенаправленность, обобщенность. Однако, это происходит значительно позже, по сравнению с возрастной нормой, и характеризуется специфическими особенностями. В развитии мыслительной деятельности имеют большое значение совершенствование таких операций, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а также их взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Литературная сказка, и ее жанровая специфика
Зачастую при определении жанра литературной сказки ее почти полностью отождествляют с фольклорной сказкой: "При жанровой дифференциации, которая свойственна в одинаковой мере фольклору и литературе, есть некоторые жанры, общие для той и другой разновидности поэтического искусства. Различие заф ...

Игры, развивающие преимущественно навыки быстроты
Дети и медведи Задачи: развитие быстроты реакции, координации движений, воспитание ловкости, смелости. Инвентарь: обруч. Место: спортивный зал, площадка, рекреация. Содержание: по сигналу учителя двое “медвежат”, держась за руки, начинают ловить детей. Задержанных детей отводят на “льдинку”. Когда ...

Исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки
Требования к уровню картографической грамотности школьников неоднократно изменялись. Эти изменения были обусловлены, в основном, изменением социального заказа общества к картографической подготовке учащихся. Анализ эволюции системы картографических знаний и умений в школьной истории позволяет сдела ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru