Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Страница 3

И.М.Соловьев и его сотрудники изучали особенности сравнения воспринимаемых объектов учащихся младших классов вспомогательной школы. Затруднение в ходе сравнения у умственно отсталых учеников 1-го класса проявлялись в установлении отношений между частными одного и того же предмета, вместо сравнения двух предметов со сходными признаками. При сравнении двух предметов нередко отмечается переход от описания двух – трех признаков сходства к характеристике одного из предметов.

Умственно отсталые учащиеся по результатам исследования, проведенного В. Г. Петровой (1957) испытывают трудности в отыскании тонких различий сравниваемых объектов как отличает автор, сравнение становилось более продуктивным, более тонко устанавливались различие между объектами, когда создавались условия помощи извне. Умственно отсталые школьники отношения сходства устанавливают упрощенно с преимущественной опорой на зрительно воспринимаемые свойства. Ответы учащихся вспомогательной школы, как правило, не развернуты, характеризуются органической лексикой, Недостаточность словарного запаса препятствует адекватному называнию свойств предмета, ограничивает обозначение связей между его частицами.

Большой вклад в изучение сравнения воспринимаемых объектов умственно отсталыми школьниками был внесен И. М. Соловьевым. Разработанная И. М. Соловьевым психологическая концепция изучение проблемы сравнения способствовало совершенствованию теории обучения. Сначала сравнение рассматривалось автором как признание сходства, которое затем переходит в познание системы отношений признаков, в дальнейшем происходят динамические изменения. Развитие познавательных процессов осуществляется тогда, когда вносится третий объект. В результате сравнения объектов устанавливается не только сходство, но и различие.

Предложенная И. М. Соловьевым экспериментальная модель – одно из значимых изысканий в теории и практике специальной психологии. Автор развил и конкретизировал положение Л. С. Выгодского о так называемой зоне ближайшего развития, характеризующиеся тем, что может достичь ребенок с помощью взрослого.

В специальной психологической литературе выделяется такое особенность обобщения у умственно отсталых детей, как конкретность мышления, затрудняющая выделение существенных признаков изучаемых предметов и явлений, обусловливающая недостаточное понимание общего.

Л. С. Выгодским и Ж. И. Шиф уже в 30-е годы было отмечено недоразвитые и слабость процессов отвлечения и обобщение у умственно отсталых детей.

Установление наглядных связей для них возможно, в то же время, нахождение общего в единичных объектах крайне затруднено. Особенности мыслительных операций, в том числе и обобщение, исследовались в разные годы в работах Л. В. Занкова, М. В. Зверевой, Е. И.Липецкой, И. М. Соловьева, М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, Б. В. Зейгарник и других. Б. В. Зейгарник (1969) отмечает, что при умственной отсталости при классификации предметов обобщенные формы систематизации понятий заменяются выделением конкретно – ситуационных связей. Например, при выполнении заданий по методике « Четвертый лишний » овощи – фрукты объединяются вместе на основании того, что они продаются в магазине, кошка и собака – на основании того, что живут дома. Помимо снижения уровне обобщения у умственно отсталых детей отмечают также искажение процесса обобщения, при котором суждение отражают случайные свойства предметов и явлений, а не существенных отношение между ними. При установлении логических связей актуализируются неадекватные по содержанию ассоциации, связанные с внешними и случайными признаками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Средства и методы развития гибкости
Гибкость – подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: – активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям; – пассивную, максимальная величин ...

Понятие о медицинской абилитации и реабилитации. Общие принципы составления и содержание медицинских реабилитационных программ
Медицинская абилитация в раннем возрасте — это система лечебно профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерап ...

Роль и значение занятий туризма в физическом воспитании подростков 13-14 лет
Под туризмом понимаются организованные кратковременные или длительные путешествия, совершаемые для ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, новостройками и природными богатствами Беларуси, а также для расширения общего кругозора участников походов. Во время путешествии ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru