Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей

Страница 4

По данным М.С.Певзнер и В. И.Лубовского (1963) конкретность обобщение у учащихся младших классов вспомогательной школы проявляется в преобладании ситуационного причина объединения изображенных на картинках предметов, в поверхностном усвоении и неустойчивости опосредованных словом понятийных обобщений, которые обнаруживаются у олигофрению к третьему году обучения.

Инертность нервных процессов, нарушения общей нейродинамики на фоне органического поражения главного мозга умственно отсталых отрицательно влияет на участие второй сигнальной системе в формировании всех психических процессов, в том числе, сказываются на характере словесных обобщения. Установлено, что неправильные словесные обобщения в ответах умственно отсталых испытуемых относительно собственных двигательных реакций сочетаются с отсутствием точной словесной дифференцировки сигналов, предъявленных в опытах.

В последнее время в работах ряда авторов изучались особенности уровня обобщения умственно отсталых учащихся в плане раскрытия структуры познавательного дефекта развития мышления.

Одной из значительных работ, проведенных за последнее десятилетие по проблеме изучения особенностей обобщения и коррекции недостатков развития мышления, у умственно отсталых учащихся относится исследование Н. М. Стадненко. Она установила, что у учащихся младших классов вспомогательной школы могут быть выделены различные уровни наглядно ситуационного и образного плана, которые определяются степенью обобщенности словом группы предметов и представляет собой обобщение – группировки. Под влиянием корректного обучение у более старших учащихся вспомогательной школы появляется понятийное обобщение, отличительной особенностью которого следует считать объединение предметов при их классификации на основе существенных признаков и обозначения родовыми понятиями. Чтобы помочь умственно отсталому ребенку найти обобщенный признак, экспериментатору нужно назвать несколько отсутствующих однородных предметов, имеющих понятийное сходство. Например, если ученик не может определить, что ложка – это посуда, то после вопроса: ложка, чашка, тарелка – как это можно назвать одним словом? – он легко подсказывает нужный ответ. Следовательно, умственно отсталый учащийся легче воспроизводит нужное слово, когда называется признак, ориентирований его на родовые названия. Как считает Н. М. Стадненко, показателем развитие обобщение может быть не только тип обобщения, но и уровень вербализации при классификации предметов.

Следует отметить, что коррекция недостатков мыслительной деятельности учащихся обусловливает совершенствование личностных свойств индивида, так как характер протекания и результативность мышления непосредственно связаны с умением оценивать и контролировать свои действия, наличием критичности и другими качествами. При олигофрении, как и при других заболеваниях, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы, быстрая истощаемость психических процессов отражается на расстройстве произвольных форм внимания, памяти, ослабления произвольной регуляции волевых усилий, нарушения целенаправленности мышления. Развитие правильного мышления у умственно отсталых детей – трудная, но принципиально разделимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофрено-педагогической приемов обучения. Одним из важных вопросов этого обучения является обдуманный, методически грамотный переход от наглядного похода к словесно логическому обобщению.

Особенности наглядного мышления учащихся вспомогательной школы были изучены Ж. И. Шиф. По результатам своих исследований Ж. И. Шиф делает вполне правомерный вывод об особенностях и недостатка наглядного мышления умственно отсталых детей. Их наглядные образы недостаточно динамичны, недостаточно направленно преобразуется под влиянием задачи. Однако по мере школьного обучения увеличивается полнота мысленного анализа объектов, совершенствуются приемы наглядного мышления, повышается роль воображения в нем, становится более доступным наглядное обобщение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии
Основываясь на опыте учителей технологии, полученном при анализе методической литературы, мы делаем вывод, что учителя-практики более других выделяют следующие методы и методические приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии: рассмотрение достижений и перспектив развития наук ...

Процесс воспитания в вузе
Исторический опыт показывает, студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодёжи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу ...

Метод проектов
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Метод ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru