Сущностные характеристики взаимодействий «Я» и «Другого» как показателей продуктивности коммуникативной активности, получают некоторую определенность при анализе уровневых значений третьего блока отношений, который исследователи определили как искренность отношений «Я» и «Другого». Здесь у подростков с интеллектуальным недоразвитием выявляется преобладание низкого уровня искренности отношений «Я» и «Другого» в условиях социального взаимодействия. У нормально развивающихся сверстников отмечается преобладание среднего уровня выраженности этого же показателя. Статистическая обработка данных с помощью критерия «хи – квадрат» выявляет достоверность установленных различий.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о специфичности проявлений коммуникативной активности у подростков с интеллектуальным недоразвитием в процессе их социального взаимодействия с другими. Так, у них выявляются более низкие показатели развития самоконтроля в общении, что, конечно же, не может не влиять на такие характеристики общения, как целенаправленность, избирательность, интернальность, и, кроме того, придает их межличностному взаимодействию с «Другими» характер импульсивного, недостаточно организованного процесса. Эти особенности коммуникативной активности коррелируют с результатами изучения эмпатийных тенденций в общении с «Другими». Преобладание низких и очень низких уровневых характеристик развития эмпатии у данной категории подростков дает основание говорить о недостаточном понимании потребностей и мотивов партнеров по общению, низкой способности к сопереживанию, а также о недостатке стремлений к согласованности во взаимодействии с «Другими», сотрудничеству.
Вместе с тем образы других людей очень важны для подростков с интеллектуальным недоразвитием. Об этом свидетельствуют результаты изучения второго блока уровневых характеристик коммуникативной активности. Если у нормально развивающихся подростков, по результатам выполнения теста, отмечаются тенденции индивидуализации в социальном взаимодействии, стремления к самовыражению, личному успеху и высокому социальному статусу, то у подростков с интеллектуальным недоразвитием проявляются тенденции, связанные с повышением роли «Другого» в общении. Причем сущностные характеристики этой роли, значимость ролевых позиций «Другого» в проявлениях коммуникативной активности определяются у них стремлением получить необходимую поддержку и помощь, без которых достижение желаемого результата в условиях социальных взаимодействий будет затруднительным. Это стремление придает проявлениям коммуникативной активности приспособительный, конформный характер.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о своеобразии коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием, которое заключается в ее недостаточной целенаправленности, импульсивности, сниженном самоконтроле, недоразвитии эмпатийных качеств, низкой способности к самореализации в условиях социального взаимодействия, высокой зависимости от других в достижении желаемого результата.
Результаты проведенного исследования углубляют представления об особенностях социального развития подростков с интеллектуальным недоразвитием. Нашли подтверждение выдвинутые предположения о сниженной продуктивности коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием, что проявляется в ее экстернальности, импульсивности, стереотипности и сниженных способностях к эмпатии и ассертивности в общении.
Повышение продуктивности коммуникативной активности подростков с интеллектуальной недостаточностью как механизма их личностного развития представляется одной из важнейших задач коррекционной школы, реализация которой требует модернизации образовательных программ как в области содержания и методического обеспечения учебного процесса, так и в области определения иерархии задач воспитания, приоритетом которых должно стать развитие «социального интеллекта» как условия и фактора развития способностей к межличностному взаимодействию.
Другое по теме:
Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников
средствами лепки
На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить учащихся с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйст ...
Классификации методов психолого-педагогических исследования
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационны ...
Содержание понятия «здоровьесберегающая культура»
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения. На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось однозначного толкования сущност ...