Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России и Германии

Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России и Германии

Страница 1

Начало царствования Александра 2 связано с подготовкой и проведением целого ряда реформ: крестьянской, судебной, военной и школьной. После отмены крепостного права в народе зарождается потребность в образовании. В этот период особо остро встаёт вопрос о среднем образовании: приоритетах классического или реального образования в гимназии. Реальное направление постепенно пробивает себе дорогу, и Министерство просвещения встаёт перед необходимостью начать подготовку новой школьной реформы, в том числе и реформы начальной школы.

5 мая 1856 г. Император издал указ «О принятии учебных заведений народного просвещения под ближайшее его императорского величества наблюдение и попечение». Этим указом при Главном правлении училищ восстанавливался Учёный комитет. На Учёный комитет была «возложена обязанность пересмотра Устава низших и средних учебных заведений, в ведомстве Министерства народного просвещения находящихся». В состав Учёного комитета были введены Н.Вышнеградский, И.Симашко, А.Фишер, П.Чебышев, И.Штейнман, Г.Щербатов.

В результате обстоятельной четырёхлетней работы комитета в 1860 г. В печати появился «Проект устава низших и средних училищ». Согласно этому проекту, курс обучения в гимназии длился 8 лет, причём последние 3 года гимназист обучался на одном из двух отделений – филологическом или естественно-математическом. Проект широко обсуждался в педагогических кругах, при этом чаще критиковался, чем поддерживался. Учёный комитет внимательно пересмотрел все многочисленные замечания и требования, после чего в 1862 г. представил второй вариант проекта. По сравнению с проектом 1860 г. в нём ещё больше усилено значение педагогических советов, а общеобразовательные учебные заведения разделены на три разряда: народные училища, прогимназии и гимназии. Гимназии сразу же разделялись на два типа: филологические и реальные. Прогимназии должны были заменить уездные училища, а обучение в них должно было предшествовать обучению в гимназии, которая была ограничена четырьмя старшими классами.

Новый проект снова вызвал незамедлительную и неоднозначную реакцию педагогической общественности. Все поступавшие отзывы опять были изучены и подытожены группой педагогов Учёного комитета, и после обсуждений на заседаниях этого комитета в 1863 г. был выработан следующий, уже третий проект устава гимназий и прогимназий. Согласно этому проекту, гимназии делились на общие и классические, с 8-летним курсом обучения каждая. С рядом поправок данный проект и был принят в 1864 г.

Итак, 1864г. – это год начала очередной реформы системы начального и среднего образования.

В январе 1864 г. было издано Положение о земских учреждениях, согласно которому в ведение уездных и губернских земств переходил ряд учреждений, в том числе и учебных. Земства обязывались финансировать начальные школы и могли поощрять стипендиями деятельность наиболее успешных учебных заведений.

Основателем земской школы признаётся барон Н.А.Корф. На основе изучения опыта Л.Н.Толстого и Г.Песталоцци он стал организовывать на пожертвования помещиков и селян земские школы в Екатеринославской губернии, уделяя особое внимание подготовке учителей. Основной задачей школы Н.А.Корф считал ознакомление детей с реальными сведениями, необходимыми для сельской жизни. Им была определена структура начальной земской школы и срок обучении в ней 3 года.

Затем земства других губерний стали организовывать такие школы, назначать в них учителей, т.е. стали фактически хозяевами этих школ.

Однако многие учёные и педагоги были не удовлетворены реформой и продолжали поиск путей совершенствования системы образования. Так, благодаря обсуждению устава поднимался вопрос об использовании наглядности в школьном преподавании. В Одессе в 1864 г. состоялся педагогический съезд директоров и учителей. На съезде отмечалось, что преподавание должно быть направлено в первую очередь на сознательность усвоения материала, механическое или малосознательное заучивание математических правил и законов должно уйти на второй план. Большое внимание на съезде уделялось актуальным вопросам того времени: необходимости осуществления преподавания с опорой на наглядность, важности взаимного посещения учителями уроков с целью ознакомления с приёмами и требованиями каждого.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент
Актуальность и значимость проблемы нарушения письма проанализированной в первых главах, позволили определить направление собственного констатирующего исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы – интерната № 22 V вида г. Кемерово. В эксперименте принимали участие 12 учащихся вт ...

Определение и назначение системы дополнительного образования
По мнению многих теоретиков и практиков, формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопреде ...

Особенности усвоения этических представлений детьми дошкольного возраста
Этика − (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребёнка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru