Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Сущностная характеристика педагогического процесса

Сущностная характеристика педагогического процесса

Сущностная характеристика педагогического процесса заключается в педагогическом взаимодействии. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Понятие "Педагогическое взаимодействие" шире, чем "Педагогическое воздействие", "Педагогическое влияние" и даже "Педагогическое отношение", которое является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский). Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента – педагогов и воспитанников, выступающих наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты. Этот подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всестороннего взаимодействия на школьника с целью формирования личности с заданными качествами. Традиционный подход отожествляет педагогический процесс с деятельностью педагога – особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект - объектные отношения в педагогическом процессе. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Выделяются ещё два компонента педагогического процесса и системы: содержания образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приёмы). Педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определённой целью. Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нём ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связавая её и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть социальная адаптация. Социализация предполагает также и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально- исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.


Другое по теме:

Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем ви ...

Система социально-педагогических мероприятий по адаптации детей в условиях приюта
Основные направления работы: Адаптация детей к жизни в приюте. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы детей, помощь в преодолении дискомфорта. Адаптационно-воспитательная помощь по снижению негативного отношения к учебе, преодолению пробелов в знаниях. Организация профилактич ...

Литературная сказка в современной школе
Изучение литературной сказки в современной российской школе представлено в основном обращением к творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина. В среднем, на работу с произведениями этого автора в различных программах выделяется от трех до пяти уроков, в ходе которых рассматриваются такие сказки как "Ди ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru