Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 1

Современный человек, оказываясь субъектом различных социальных отношений и деятельностей просто не может не учитывать потребностей и интересов других людей, индивидуальных различий в оценке социальных реалий. Необходимость взаимопонимания во всех сферах социальной жизни людей выдвигает проблему развития у современного человека ментальности, ориентированной на продуктивное межличностное взаимодействие, основанное на проявлении уважения к интересам и правам другого человека, стремлении и умении договариваться, находить решения, удовлетворяющие обе стороны.

Те или иные сложности межличностного взаимодействия возникают у многих людей. Причины этих сложностей в социальной психологии связываются с различиями в субъективно – оценочных, индивидуально – избирательных отношениях к действительности у разных людей. Кроме того, у подрастающего поколения, помимо названных причин необходимо отметить проблему «кризиса идентичности».

Осознание человеком своей идентичности является механизмом формирования его внутреннего мира. Многомерность и иерархичность личности, обусловленная разноуровневой идентификацией индивида, обеспечивает более сложные способы осуществления и контроля собственной деятельности, поведения, выработку собственных эталонов и критериев оценки их продуктивности. Иными словами, человек в процессе идентификации овладевает механизмами управления собственной деятельностью, поведением, начинает осознавать личностные смыслы деятельности, организовывать и анализировать собственные действия.

Социальная идентичность с окружающей средой, осознание себя субъектом деятельности, социальных отношений стимулирует конструктивность и гармоничность развития внутреннего «Я», личностный рост на уровне самосознания, самоактуализации, самовыражения.

Трудности и неудачи подростков и юношества в социальном и межличностном взаимодействии отмечаются многими исследователями в области возрастной и социальной психологии, социологии. На особенно остро эта проблема проявляется у подростков и юношей с психическим недоразвитием, что определяется специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер их личности. Изучение особенностей мотивационной, целевой и инструментальной основ коммуникативной активности этой категории молодых людей может, способствовать поиску новых средств и способов повышения их адаптивных возможностей в образовательном процессе коррекционной школы.

Целью работы исследователей являлось определение психологических характеристик и уровней коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием в образовательной среде.

Изучение коммуникативной активности предполагает получение ответов на вопросы о том, что представляет собой активное участие личности в общении, каковы показатели сформированности активности общения. В нашем исследовании коммуникативная активность изучалась по одному из ее базовых признаков – продуктивности как характеристики результативности общения.

Продуктивность общения в психологической науке определяется с позиций таких ее показателей, как эмпатия, сотрудничество в общении, его результативности.

Эмпатийность в общении проявляется в сопереживании, своеобразном принятии субъектом тех чувств, которые испытывает партнер по общению. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Эмпатия подростков в общении исследовалась с помощью методики «Исследование уровня эмпатийных тенденций», текст которой был несколько модифицирован с целью адаптации к интеллектуальным возможностям испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским церебральным параличом
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов: 1 – я группа: К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи. 2 – я группа: П. Крис ...

Иноязычный текст как объект понимания
В методике обучения иностранным языкам текст рассматривается как средство обучения, относясь к такой его разновидности, как учебные материалы. С этой точки зрения текст, будучи продуктом речи, есть любая последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением. Т ...

Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи
В формирующем эксперименте приняли участие 22 ученика 4 «а» класса. Для проведения формирующего этапа эксперимента была разработана программа. Были проведены следующие интегрированные уроки: Интегрированный урок по чтению и музыке на тему: "Жизнь дана на добрые дела" Интегрированный урок ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru