Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 2

Сотрудничество как показатель активности общения определяется исследователями как ориентация на равноправие отношений в общении, стремление к совместному достижению результата, поэтому само по себе может рассматриваться как показатель результативности коммуникативной активности. Сотрудничество и результативность коммуникативной активности изучались исследователями с помощью методик «Оценка самоконтроля в общении» и «Ассертивны ли Вы».

Оценка самоконтроля в общении подростков с интеллектуальным недоразвитием проводилась исследователями с помощью экспертов, в качестве которых выступали учителя коррекционной школы. Для сопоставимости результатов точно такую же экспертную оценку исследователи провели и в группе нормально развивающихся подростков. В основную группу (52 чел.) были включены учащиеся старших (7-9) классов коррекционного образовательного учреждения VIII вида с диагнозом: легкая умственная отсталость. В контрольную группу вошли учащиеся 8-9 общеобразовательных классов массовой школы (56 чел.)

При изучении ассертивности личности подростков как основной, так и контрольной групп мы модифицировали критериальный аппарат методики, выделив три основных блока отношений:

А) образ «Другого» в сфере отношений;

Б) образ «Я» в сфере отношений;

В) искренность отношений «Я» и «Другого».

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием непараметрических критериев статистической значимости двух выборок: критерия Вилкоксона – Манна – Уитни и критерия «хи – квадрат».

Сопоставление полученных данных выявляет преобладание у подростков с интеллектуальным недоразвитием низкого и очень низкого уровней эмпатийных тенденций в общении (54%), тогда как в контрольной группе выраженным является преобладание нормального и высокого уровней развития эмпатийных тенденций в общении (50% и 43% соответственно). Использование непараметрических методов статистического анализа позволяет говорить о статистически достоверных различиях в проявлении исследуемого качества в сравниваемых группах подростков. В содержательном плане эти данные могут свидетельствовать о недоразвитии способности к сопереживанию другому, принятию его чувств, настроения, стремления учитывать его потребности и чувства при выборе средств общения, поведения.

Анализ данных об ассертивных показателях позволяет говорить о наличии в плане определенных тенденций в системе отношений подростков двух выборок. Так, у нормально развивающихся подростков диагностируются в основном низкие показатели уровневых характеристик отношений к «Другому» – потенциальному партнеру в общении, что может свидетельствовать о тенденциях процесса социализации нормально развивающихся подростков, связанных с формирующимся индивидуализмом, стремлением к самореализации, собственному успеху, высокому социальному статусу. Образ «Другого», в условиях социальных выборов, занимает далеко не первые позиции в иерархии референтных отношений подростков и даже в какой-то степени может восприниматься как образ соперника как в процессе формирования групповых отношений, так и в процессе определения социально – ролевых позиций. В выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием проявляются иные тенденции, состоящие в позитивности образа другого, преобладании среднего (64%) и в части случаев (10%), высокого уровня отношений к «Другому» – потенциальному партнеру общения.

Диагностические показатели образа «Я» в сфере отношений подростков также выявляют некоторые различия результатов в сравниваемых группах. Так, в контрольной группе отмечается явное преобладание высокого уровня «Я» в сфере социальных отношений (90%). В выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием также отмечается преобладание высокого уровня «Я» в сфере социальных отношений, но и 66% случаев: у 21% подростков выявляется средний уровень и у 13% – низкий уровень проявления «Я» в сфере социального взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада
Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек: 1. Асинов Руслан 2. Безотечество Влад 3. Бузова Алина 4. Вилькис Ромас 5. Дёрина Кристина 6. Зеленский Фёдор 7. Каменев Фёдор 8. Коломыч ...

Понятие эстетического воспитания. Цели и задачи эстетического воспитания старших дошкольников
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачев). Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru