Новая педагогика » Реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения и снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников » Описание методик для экспериментальной части исследования

Описание методик для экспериментальной части исследования

Страница 7

Цель формирующего эксперимента: провести работу по развитию общительности, снижению уровня застенчивости и пассивности у детей младшего школьного возраста.

Для начала раскроем понятия малообщительности, застенчивости и пассивности.

У малообщительного ребенка контакты с окружающими людьми избирательны и в значительной степени определяются направленностью его интересов. У него обычно есть какое-то увлечение – рисование, конструирование, коллекционирование и т.п., которое он предпочитает общению со сверстниками или избирательно контактирует с теми из них, которые имеют сходные интересы.

Иногда некоммуникабельность (малообщительность) ребенка – это единственная его особенность, отличающая его от сверстников, и все остальное развитие ребенка происходит нормально. В этих случаях недостаточная общительность может быть проявлением индивидуального психического склада ребенка.

Застенчивость – комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх.

Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.

«Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.

Пассивный ребенок всегда как бы заторможен, он вял и апатичен. Кажется, ничто на этом свете не способно вывести его из состояния сонливости и медлительного созерцания. У него нет желания присоединиться к веселым играм сверстников – он предпочитает сесть на самую последнюю парту, забиться в угол и оттуда наблюдать за слишком шумным, по его мнению, миром.

Пассивный ребенок может неплохо учиться, но его интеллектуальным способностям тяжело проявиться в полную силу именно из-за его пассивности.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Выявить уровень общительности, застенчивости и пассивности у детей.

2. Подобрать определенные методики, которые будут необходимы для проведения занятий с детьми.

3. Провести занятия с детьми, которые будут включать в себя игротерапию, арттерапию и сказкотерапию.

4. Подвести итоги по завершении занятий с детьми.

Первый этап формирующего эксперимента

Для проведения первого этапа формирующего эксперимента нами была взята группа детей из неполных и неблагополучных семей в возрасте от 10-12 лет в количестве 10 человек.

На первом этапе формирующего эксперимента мы использовали метод сказкотерапии и применили сказку «Котенок» (см. приложение 6), направленную на устранение проблем в общении с окружающими, чувства одиночества и беззащитности у детей.

Выбирая сказку, мы учитывали доступность языка изложения, характер проявлений, выявленных на констатирующем этапе, соответствие сюжета сказки возрастным особенностям детей. В ходе рассказывания сказки был использован наглядный материал для лучшего восприятия и появления интереса к сказке у детей. В процессе слушания детьми сказки, нами было отмечено, что они переживали за героев, выражали эмоции. В сказке были предусмотрены определенные игры, такие как «Самое лучшее», «Установление дистанции», «Комплименты». Кроме этих игр мы проводили упражнение для передачи в кругу тепла и любви друг другу пожатием (сжиманием) руки рядом стоящего и посылали воздушные поцелуи. По окончании сказки дети выражали свое отношение к персонажам, событиям, проблемам, ситуациям. Процесс группового обсуждения сказочных ситуаций существенно обогащал жизненный опыт детей: чем больше было вариантов реагирования (мнений ребят), тем более адаптированными к жизни они будут. Они отвечали на заданные нами вопросы, такие как, например, «Кто вам понравился в этой сказке?», «Каким Котенок был вначале? Как ты думаешь, он всегда был таким?», «Какой была девочка Маша? Как она отнеслась к Котенку?», «Бывают ли такие истории в жизни?», «Чему мы можем научиться у этой сказки?». Важным моментом в процессе работы со сказкой являлось создание детьми рисунков Котенка, таким, каким его увидели дети, каким он им показался. А также рисование солнышку лучиков, во время которого дети были сосредоточены на выполнении рисунка, радовались каждому нарисованному лучику и, как нам показалось, были очень счастливыми, у них возникли ощущения психологического комфорта, защищенности, успеха.

Таким образом, результаты по изменению (частичному) черт характера: застенчивости, малообщительности, пассивности детей на первом этапе констатирующего эксперимента и на первом этапе формирующего эксперимента представили на графике (см. график 3).

График 3 – Изменения черт характера детей на разных этапах экспериментов

Вывод: по итогам результатов изменения (частичного) черт характера детей на первом этапе констатирующего эксперимента и на первом этапе формирующего эксперимента, которые проводились на базе государственного учреждения социального обслуживания Владивостокского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маяк», путем наблюдения за детьми, мы отметили, что малообщительны уже два ребенка (20%), застенчив всего один ребенок (10%) и пассивных только два ребенка (20%), а также дети в группе стали дружнее и добрее по отношению друг к другу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственн ...

Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...

Проведение экспертизы деятельности региональных психологических служб системы образования
Целью является оказание практической помощи руководителям районных, городских органов управления образованием по вопросам проведения экспертизы деятельности региональных психологических служб. Региональная психологическая служба создается в целях обеспечения социальных и психологических условий для ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru