Педагогика и воспитание » Образование в высшей школе » Процесс воспитания в вузе

Процесс воспитания в вузе

Страница 2

3. Структура воспитательной системы.

1)Структурный ряд по вертикали (кто действует).

2)Структурный ряд по горизонтали (как действует).

4. Этапы воспитательной системы.

1)Разработка модели (общая схема).

2)Становление воспитательной системы (конкретизация, уточнение деталей).

3)Развитие воспитательной системы (корректировка и дополнения).

5.Нормативно-правовое и кадровое обеспечение воспитательной системы.

6.Критерии эффективности воспитательной системы.

В «Концепции воспитания в непрерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педагогике, положения гуманистической психологии XX в., теория деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна и др.

Эффективность воспитательной системы в немалой степени зависит от того, насколько гуманистичны отношения в образовательном учреждении. Каким бы современным оборудованием не было оснащено учебное заведение, но если студенту плохо оттого, что его не принимают в группе, если презирают тех, кто хочет хорошо учиться или отказывается принимать участие в коллективном прогуле, если в общежитии дедовщина и рэкет, если преподаватель несправедлив, да к тому же еще и бездарен, то, естественно, дискомфорт во взаимоотношениях студентов и педагогов будет негативно влиять на учебно-воспитательный процесс.

Для формирования гуманистических отношений в учебном заведении большое значение приобретают возможности для положительного самоутверждения и студентов, и сотрудников. Широкое поле для самореализации предоставляют художественное и техническое творчество, исследовательская работа, лидерство.

Воспитывающее значение культуры безгранично. Духовные и материальные ценности, созданные человечеством, должны быть освоены студентами за очень короткий промежуток времени. Без усилий самой личности достичь этого невозможно, но усилия эти необходимо направить, организовать и методически подготовить, чтобы восприятие культуры стало потребностью каждого студента, ибо учебное заведение несет ответственность за формирование личности своих воспитанников.

Поэтому очень важно организовать приобщение студентов к культуре, роль педагога в этом процессе – режиссер за кадром, которого не видно, когда студент делает свой выбор, но влияние которого значительно в совершении того или иного выбора.

• Художественное и техническое творчество, исследовательская и поисковая деятельность должны иметь культурологическую направленность.

• Обращение к жизни и творчеству выдающихся мыслителей, деятелей культуры, науки, искусства разных времен и народов, к истории открытий и научных идей обогатит любой урок, лекцию, выступление, мероприятие. Важно не только органично включать такой материал на отдельных занятиях, но и проводить бинарные, интегрированные уроки.

• Творческие группы студентов, создаваемые на отделениях, временные творческие коллективы смогут оказать неоценимую помощь в разработке и осуществлении совместных проектов культурных мероприятий.

• Большое значение принадлежит спецкурсу, призванному дать студентам достаточно широкое представление о наиболее важных культурологических проблемах.

• Необходима конкретизация деятельности кураторов, которые должны выстроить систему классных часов и внеклассных мероприятий в соответствии с культурологическим направлением.

• Важно активное функционирование художественного советапо разработке и внедрению соответствующих рекомендаций на всех участках работы, начиная с оформления холлов, вестибюлей кабинетов и кончая помощью по проведению воспитательных мероприятий на должном уровне.

Конечно, культурологический подход не решает всех педагогических проблем, но постоянное обращение к культуре не только дает возможность положительно влиять на развитие личности студента, но и обогащает деятельность педагогов в творческом и профессиональном плане.

Роль учебного заведения в образовании студентов очень значительна, но каждый педагог понимает, что оно не является единственным центром формирования специалиста. Влияние внешних условий, той социальной среды, которая окружает студентов, многомерно и многофакторно, и не всегда отдельные компоненты среды воздействуют позитивно.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей речевого развития у детей с нарушениями зрения. Задачи: 1) провести комплексное обследование речи детей 6-ти лет с ОНР с нарушениями зрения и их сверстников с нормальным зрением; 2) провести сравнительное изучение результатов обследования реч ...

Модернизационные процессы на примере ДМШ г. Советска Кировской области
Рассмотрим процесс модернизации на примере Детской Музыкальной Школы Искусств имени М.С.Завалишиной г.Советска Кировской области. Школа была открыта в 1941 году, основные отделения здесь: инструментальное исполнительство (народное, академическое, эстрадное), вокальное искусство (народное, эстрадное ...

Состав числа из единиц, порядковый счет
У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 — это 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1). Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru