Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Страница 4

Использование при изучении социальной психологии детства категории совместной деятельности позволяет существенно расширить и преобразовать феноменологию межличностных отношений, выделить в этих отношениях различные уровни.

Детская группа (шире — детское сообщество), будучи включенной в социальные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые и др.), получает собственный социальный статус, определяемый историко-культурными и хронологическими характеристиками детского возраста в данном обществе.

Своеобразным показателем перестройки феноменологии межличностных отношений в группе может служить коллективистская идентификация, отражающая процесс гуманизации отношений ребенка с миром. О несводимости феномена коллективистской идентификации к различным эмоциональным предпочтениям свидетельствует такой факт, как отсутствие влияния социометрического статуса ребенка на проявление к нему действенного сострадания и сорадования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главным детерминантом проявления коллективистской идентификации как гуманного отношения к сверстнику являются совместная деятельность, ее содержание и ценностные характеристики.

Социально-психологическая структура детских групп имеет уровневое иерархическое строение. Межличностные отношения представлены в этой структуре функционально-ролевым, эмоционально-оценочным и личностно-смысловым уровнями, причем на последнем уровне возможна модификация исходных межличностных отношений в ту или иную сторону.

Полученные при исследовании показатели коллективистской идентификации позволяют говорить о том, что развитие гуманных отношений в онтогенезе подчинено обшей закономерности развития высших форм поведения (параллелограмм развития). Из этой закономерности, специфически проявляющейся в генезисе гуманных отношений, следуют три положения, важных для дальнейшей разработки социальной психологии детства.

В методологическом плане выявленная В.В. Абраменковой эмпирическая закономерность означает, что концепция деятельностного опосредствования дает адекватные средства для изучения социальной психологии детства и межличностных отношений. Исторически развитие представлений об опосредствовании шло следующим образом: "стимул - средство? (Л.С. Выготский), "предметная деятельность как порождающая и опосредствующая субстанция психики" (А.Н. Леонтьев) и "совместная деятельность как опосредствование межличностных отношений" (А.В. Петровский).

В теоретическом плане параллелограмм развития гуманных отношений означает, что в дошкольном детстве в качестве субъекта формирования личности выступает социальная группа, вовлекающая ребенка в различные формы совместной деятельности. В интерактивной, кооперативной совместной деятельности ребенок овладевает средствами для организации гуманных отношений, овладевает нормой гуманности. В этот период совместная деятельность как бы ведет за собой ребенка. На рубеже подросткового возраста происходит радикальное изменение взаимосвязи между совместной деятельностью и личностью, и личность уже сама осуществляет выбор различных форм совместной деятельности.

В практическом плане параллелограмм развития межличностных гуманных отношений означает, что практика воспитания ребенка должна строиться с учетом возрастных этапов, определяемых особенностями детерминации развития личности. Необходимо, учитывая социальный статус ребенка в обществе, создавать условия для самостоятельного выбора им соответствующей этому статусу социальной позиции личности и общественно значимых форм поведения. В таких формах поведения происходит не просто развитие, а "конструирование", воспитание гуманных отношений.

О наличии гуманных смысловых установок косвенно могут свидетельствовать и вербальное поведение детей этого возраста. В реальной жизни детей возможны отношения, в которых проявляется гуманное начало, например, в непосредственных реакциях ребенка на неблагополучие сверстника.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Средства и методы развития ловкости
Ловкость – это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма. Наиболее распространенными средствами при развитии ...

Тенденции положения ребенка в семье
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что ч ...

Оценка эффективности использования аудиовизуальных средств обучения при изложении нового материала по информатике
Аудиовизуальные средства обучения обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru