Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Страница 1

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина.

Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания гуманности. Данный возраст связан с утратой детской «непосредственности» (Л. С. Выготский). Отношение ребенка к действию приобретает опосредованный характер, где средствами регуляции выступают общественно выработанные нормы и способы действования. Ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности. Нравственные чувства выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень зрелости человека, его нравственную культуру.

Безусловно, ответственная роль в этом процессе обоснованно отводится начальной школе. Именно на этом этапе развития ребенок стремится познать себя, а через себя – других людей, их взаимоотношения. В младшем школьном возрасте происходит расширение и обогащение тех нравственных качеств, которые были сформированы в дошкольном возрасте. Тенденция интеграции гуманности обусловлена новыми требованиями, правилами школьной жизни. Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания гуманности личности, которая позволяет ему адаптироваться в новых условиях.

Исследования ученых В. В. Давыдова, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и других свидетельствуют о предрасположенности младших школьников к гуманности, именно в данный возрастной период нравственные чувства играют большую роль в формировании личности (О. С Богданова, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон). Этот аспект представляется достаточно продуктивным для раскрытия в нашем исследовании воспитания гуманности и его составляющих гуманных чувств.

Современная концепция педагогического стимулирования опирается на достижения отечественной психологической мысли, в частности, на теории П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В этих теориях были заложены основы целостного учения о личности и закономерностях развития процесса стимулирования. Важны труды К.А. Альбухановой-Славской, К.К. Платонова, Б. М. Теплова, д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсона в свете идей теории деятельности, личностного подхода.

Основные идеи, принципы и положения концепции педагогического стимулирования раскрыты в работах Л. Ю Гордина 3. И. Равкина, М. Г. Яновской. Развитие концепции педагогического стимулирования в историческом аспекте рассматривается в исследовании В. Г. Пряниковой. Л. И. Петрова посвятила свое исследование теме стимулирования творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

В настоящее время особенно актуальны интегрированные процессы в области воспитания подрастающего поколения. Появление исследований Л. С. Ощепковой, И. В. Пироговой, Г. Н. Рузаевой, Л. Р. Савенковой, В. Т. Чепикова свидетельствуют об интересе к формированию интегративных нравственных качеств.

Абраменкова В. В. отмечает, что психологическую основу гуманного отношения к другому составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта, чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам.

В социальной группе функционирование этих отношений выражается в признании за другим, как и за самим собой, равных прав и обязанностей, в оказании содействия и поддержки, а также в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам по группе. Каким образом происходит становление таких и подобных им сложных форм поведения на ранних этапах онтогенеза (в период дошкольного и младшего школьного детства)? Каковы предпосылки проявления и этапы формирования гуманных отношений в детской группе?

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для специальной педагогики, поскольку язык является необходимым условием мышления, условием существования и развития общества. Познание языка — это одно из направлений в познании становления человека как обществе ...

Место магистратуры в современной модели инженерного образования
Инженерное образование всё ещё является важной составляющей отечественной системы высшего профессионального образования – более 30% выпускников наших вузов получают образование по направлениям и специальностям в области техники и технологии. Так, при распределении бюджетных мест в 2010/2011 учеб. г ...

Деятельность учащихся в процессе обучения
Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru