Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Страница 3

В самой совместной деятельности представляется возможным вычленить и экспериментально исследовать три следующих ее параметра :

- условия протекания – характер совместной деятельности, определяемый через тип взаимодействия между участниками (интерактивный и коммуникативный);

- форму мотивации – положительное или отрицательное стимулирование (санкционирование) участников совместной деятельности;

- собственно индивидные моменты деятельности, проявляющиеся во влиянии различного рода характеристик индивида (пола и возраста) на особенности протекания совместной деятельности.

Каким образом эти параметры совместной деятельности опосредствуют развитие и проявление отношений ребенка к сверстникам в группе? Ответу на этот вопрос посвящено экспериментальное исследование роли совместной деятельности в развитии гуманного отношения к сверстнику у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.

Определенным образом организованная совместная деятельность способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений и проявления гуманных свойств личности ребенка.

Таким образом, структурные особенности совместной деятельности, ее содержание, цели и т.п. способны мотивировать тот или иной характер взаимоотношении детей. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством их формирования. Теоретическая разработка этих положений в отечественной психологии является исключительно плодотворной. Каков же методический инструментарий для их реализации? Это в основном наблюдение за спонтанными играми детей и социометрия.

В русле концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского разрабатывался подход к анализу отношений в группе сквозь призму двух важнейших критериев – степени их опосредованности содержанием совместной деятельности и общественной значимости самой деятельности для ее участников.

В совместной деятельности как в особом пространстве происходит поуровневое структурирование целостной картины межличностных отношений в детской группе. Предметный план совместной деятельности представлен функционально-ролевыми отношениями, изучение которых связано с ответами на вопросы: где разворачиваются отношения? (в игре, учебе, работе по самообслуживанию, вокруг той или иной деятельности) и что они отражают? (нормы, образцы, определенную "технологию" деятельности, права и обязанности ее участников). Инструментальный план совместной деятельности представлен эмоционально-оценочными отношениями, изучение которых связано с ответами на вопросы; Какие это отношения? и как они функционируют? Эти отношения проявляются, в частности, в выборе партнеров по совместной деятельности. Вационный план совместной деятельности представляется личностно-смысловыми отношениями, изучение которых связано с ответом на вопрос: ради чего, во имя кого осуществляется совместная деятельность?

В исследовании В.В. Абраменковой функционально-ролевые отношения задавались нормой гуманности, которая моделировалась в экспериментальных ситуациях через особым образом организованную совместную деятельность детей. Эмоционально-оценочные отношения выражались в предпочтениях ребенка, его симпатиях и антипатиях, выявляемых традиционной социометрической процедурой. Личностно-смысловые отношения выявлялись через феномен коллективистской идентификации (КИ), возникающий, когда мотивом совместной деятельности становится другой человек, сверстник.

Результаты, полученные при исследовании гуманных отношений, уже в дошкольном возрасте подтвердили существование по крайней мере двух различных пластов отношений в группах: эмоционально-оценочного и личностно-смыслового.

Социальная ситуация развития ребенка в возрасте после восьми лет определяется сменой его позиции по отношению к сверстникам и взрослым, при которой он сам становится субъектом выбора в той или иной совместной деятельности. Отсюда становятся понятными парадоксальные, на первый взгляд, данные, полученные при исследовании коллективистской идентификации. Общее снижение показателей коллективистской идентификации в ситуации сострадания сопровождалось у подростков значимым повышением этих же показателей в ситуации сорадования. Открытое несогласие с группой по тому или иному поводу, протест против участия в эксперименте, против жестких требований инструкции сочетались с личностной значимостью социометрического статуса сверстника. Все это свидетельствует о развертывающемся в этом возрасте процессе индивидуализации личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения у детей с элементами общего недоразвития речи
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфи ...

Характеристика мышления как познавательного процесса
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это, значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Мышление - это ...

Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний
Логопедия — это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, об ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru