Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников

Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников

Социальные, экономические и политические преобразования, государственной реформы в российском обществе вызвали множество негативных явлений: духовно- нравственное обнищание, засилье жестокости, между людьми нет взаимопонимания, чуткости, сострадания, взаимопомощи, потеря нравственных ценностей, когда на смену гуманистическим идеалам добра, взаимопонимания приходит жестокость и равнодушие.

В связи с этим появляется острая необходимость создания общей государственной системы образования на основе гуманизации педагогического процесса. Современная школа дает всестороннее знания. Однако в учебных программах крайне мало внимания уделяется вопросам воспитания гуманности.

Сегодняшняя ситуация позволяет констатировать, что воспитание гуманности у младших школьников не соответствует современным требованиям. В отечественной школе фактически не обеспечивается личностно-ориентированный подход при взаимодействии учителя и ученика. Также не всегда обеспечивается гуманное отношение к учащимся со стороны учителей, родителей, сверстников.

Наиболее сензитивным периодом для воспитания гуманности является младший школьный возраст.

В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности.

Нравственные чувства выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень зрелости человека, его нравственную культуру.

Безусловно, ответственная роль в этом процессе обоснованно отводится начальной школе. Именно на этом этапе развития ребенок стремится познать себя, а через себя – других людей, их взаимоотношения. В младшем школьном возрасте происходит расширение и обогащение тех нравственных качеств, которые были сформированы в дошкольном возрасте. Тенденция интеграции гуманности обусловлена новыми требованиями, правилами школьной жизни. Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания гуманности личности, которая позволяет ему адаптироваться в новых условиях.

Изучение теоретических и практических основ воспитания гуманности как интегративного качества личности и специфии организации коллективной творческой деятельности поможет нам раскрыть сущность и структуру этого качества и выбрать социально значимые средства, которые усилят интерес ребенка к коллективной творческой деятельности.

Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке обусловили выбор темы нашего исследования: «Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младшего школьника».

Цель нашего исследования: выявить эффективность коллективного творческой деятельности в воспитании гуманности у младших школьников.

Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: воспитание гуманности у младшего школьника в процессе участия его в коллективной творческой деятельности.

Гипотеза: мы предполагаем, что участие младшего школьника в коллективной творческой деятельности будет оказывать положительное воздействие на воспитание у него гуманности если:

1) гуманность рассматривается как интегративное качество личности младшего школьника, составляющими которого являются доброта, сочувствие, сострадание, справедливость, чуткость, отзывчивость, жалость;

2) учитываются психолого-педагогические и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста;

3) обеспечиваются гуманные взаимоотношения взрослых и детей в процессе организации коллективной творческой деятельности, и осуществляется педагогическое стимулирование гуманных проявлений к сверстникам;

4) содержание КТД будет актуальным для учащихся.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

1. Изучить генезис и эволюцию идей воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть сущность и структуру гуманности как интегративного качества личности младшего школьника.

3. Выявить специфику воспитания гуманности в младшем школьном возрасте в коллективной творческой деятельности.

В процессе проведения исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогических идей, контекст-анализ учебной литературы.


Другое по теме:

Развивающие игры и упражнения
Человек приобретает основные навыки, необходимые для жизни, начиная со своего рождения и до 20 лет. Мозг позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства. Он делится на два полушария: правое и левое. Правое полушарие координирует движения и &qu ...

Общая характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания. Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их ...

Основные формы контроля знаний
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Выготский отмечает, что основные направления методики контроля в разных источниках педагогической и методической литературы в существенном совпадают, но названия (номенклатуру) терминов ( ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru