Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Страница 2

Необходимым условием возникновения гуманного отношения к сверстнику является распознавание состояния, переживаемого другим. Многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования детей раннего возраста показывают, что дети поначалу легче распознают эмоции радости и гнева и труднее – печали и грусти [Изард, 1980; Бауэр, 1979]. В более старшем возрасте репертуар эмоциональных проявлений становится все богаче, и ребенок все тоньше их различает.

Благодаря способности детей к распознаванию эмоций на следующем этапе осуществляется аффективная вовлеченность в состояние другого. Она может протекать посредством заражения, в результате которого эмоциональное состояние одного ребенка непосредственно передается другим детям.

Предпосылки гуманного отношения в дошкольном детстве могут проявиться и в форме кооперативности – непосредственного, действенно-практического отклика ребенка в ответ на неблагополучие сверстника или его потребность в содействии. Младшие школьники хорошо могут улавливать потребность товарища в кооперации, умеют взаимно координировать свои действия, соучаствовать.

Безусловно, подобные формы гуманного отношения проявляются далеко не всеми детьми. При полном осознании нужд и желаний сверстников ребенок зачастую может их игнорировать, либо преследовать собственные цели, проявляя равнодушие, жадность. Как было показано в одном исследовании, ребенок младшего школьного возраста при организации общей игры может, невзирая на присутствие товарищей, несправедливо распределять игрушки, забирая себе все самые лучшие на том основании, что ему они "нужнее".

У ребенка дошкольного и младшего дошкольного возраста активно формируются нравственные представления о том, что хорошо и что плохо, моральные оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация ребенка со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, относясь к себе как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с моральными нормами. В соответствии с нормами осуществляется принятые решения и "проигрывание" собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого поступка для окружающих и его самого.

Эмоциональное предвосхищение играет важную роль в осуществлении детьми форм деятельности, направленной на удовлетворение нужд и требований других людей, а также при выполнении определенных нравственных норм и правил поощрения (А.В. 3апорожец).

Такого рода предчувствие – необходимый компонент гуманных взаимоотношений, в результате которых ребенок знает и чувствует, каким образом его действие отзовется на состоянии другого и как необходимо построить свою совместную деятельность с ним, чтобы устранить его неблагополучие.

Целый ряд ученых различных ориентации в той или иной степени ставили и решали аналогичные задачи. Одна линия исследований посвящена зависимости взаимоотношений от целей совместной деятельности. Она берет свое начало от работ М. Шерифа, Хартшорна Мея, впоследствии она была развита и продолжена отечественными исследованиями на более ранних возрастах. В этих работах были получены данные о том, что общая (кооперативная) цель, значимая для детей, объединяет их усилия, способствует гуманизации отношений в группе; в то время как индивидуальные цели, когда их достижение одними индивидами связано с невозможностью достижения другими, порождают отношения конкуренции, зависти, недоброжелательства.

Другая линия исследований посвящена влиянию совместной деятельности на отношения детей, с точки зрения ее содержания, т.е. общественной значимости выполняемой работы; внешние процессуальные характеристики совместной деятельности, такие, как способ ее организации, типы совместной деятельности , также влияют на способность детей сотрудничать и успешно взаимодействовать и, также нормализуют их межличностные отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Обзор курса информатики для старшеклассников
Информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развив ...

Физиологические закономерности обучения движениям школьников
Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей. Двигательная деятельность человека тесно связ ...

Подвижные игры и упражнения на прогулке
Поменяйтесь местами. По кругу положена веревка. Дети бегают парами: один справа, другой слева от веревки. По сигналу воспитателя, продолжая бежать, не останавливаясь, дети меняются местами. Обеги мяч. Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч змейкой ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru