Важнейшим фактором становления здоровьесберегающего образования в современных условиях является разработка стратегии постепенного перехода от насильственного, внешнего принуждения к самообучению и самовоспитанию учащихся. Реализация данной задачи осуществляется через особый вид педагогической деятельности - педагогическое сопровождение.
Изучение проблемы педагогического сопровождения находится на стыке различных отраслей знаний и является одним из перспективных подходов в комплексном изучении человека.
Актуальным для нашего исследования является рассматривание педагогического сопровождения, прежде всего, как участие (прямое или косвенное) педагога в учебной деятельности учащихся; как главное направление профессиональной деятельности педагогов, ориентированное на успешное обучение и развитие каждого ребенка в условиях сохранения здоровья.
Важной задачей педагогического сопровождения является понимание, выявление возможных достижений (норм) в развитии индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик учащегося на различных этапах их образования в онтогенезе .
Деятельность педагогического сопровождения во многом задается той педагогической системой (школьной средой), в которой реально находится ребенок. Среда - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих динамику развития, новые качественные образования.
На каждом возрастном этапе наблюдается преимущественное развитие той системы, функционирование которой наиболее важно для жизненной самореализации в данный период. В младшем школьном возрасте она ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка, удовлетворение потребности в персонализированном пространстве, развитие позитивных учебных мотивов. Исходя из цели нашего исследования, педагогическое сопровождение должно быть, ориентировано на создание такой образовательной среды, которая обеспечивает ребенку формирование здоровьесберегающей культуры.
Главная особенность педагогического сопровождения - активизировать учебную работу младшего школьника, придать ей творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Недостаточное внимание к выработке продуктивного стиля мышления у школьников приводит к тому, что учебный процесс вынужден в значительной мере опираться на репродуктивное мышление, что не дает возможности принимать оптимальное решение в нестандартных ситуациях и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях деятельности.
В чем сущность словосочетания «педагогическое сопровождение»? Это понятие Б.З.Вульфов разделяет на «два разных, но органично связанных значения: оно выступает сопровождением — по сути функции субъекта и педагогическим — по направленности».
«Сопровождение» - сравнительно новое для отечественной системы образования понятие, которое в последние 15-20 лет все активнее входит в педагогику, психологию и социологию.
Термин «сопровождение» - многозначный, в словарях он часто трактуется через глаголы «сопровождать», «сопроводить» .
Слово «сопровождение» словарь под редакцией Д.Ушакова истолковывает в одних случаях как употребляемое выражение: «в сопровождении кого, чего, вместе с кем -, чем-нибудь», в других — как «то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс» .
Для М.Р. Битяновой сопровождение — идеология работы и система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности.
В педагогике сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектами развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого .
Другое по теме:
Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России
и Германии
Начало царствования Александра 2 связано с подготовкой и проведением целого ряда реформ: крестьянской, судебной, военной и школьной. После отмены крепостного права в народе зарождается потребность в образовании. В этот период особо остро встаёт вопрос о среднем образовании: приоритетах классическог ...
Понятия «игра» и «игровая деятельность»
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, ...
Финансовая самостоятельность дошкольного образовательного учреждения
Происходящие изменения в российской системе образования требуют адекватных изменений в организации финансовой и экономической деятельности дошкольных учреждений. Как юридическое лицо дошкольное образовательное учреждение обязано в своей деятельности руководствоваться всеми нормативными и ведомствен ...