Педагогика и воспитание » Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности

Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности

Проникновение компьютера во все сферы жизни человека является приметой нашего времени. С момента вхождения сети Интернет в повседневную жизнь человека стала возможной виртуализация жизни человечества, формирование нового видения мира через образы и символы, новой системы ценностей. Виртуальное пространство, не тождественное среде обитания человека, обрело свою физическую оболочку и способность проникновения в самые отдаленные точки земного шара.

Эта тенденция не могла остаться вне поля зрения ученых разных специальностей. Оценке влияния компьютера на здоровье, развитие, социальную адаптацию человека посвящены работы медиков, педагогов, психологов. Проведение подобных исследований имеет огромную социальную значимость, поскольку крайне важно своевременно и адекватно оценить влияние того или иного явления, поддержать позитивные и остановить негативные тенденции.

Наше исследование посвящено изучению особенностей ценностно – смыcловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности. Мы выдвинули предположение, что работа с компьютером оказывает влияние не только на психические функции человека (мышление, речь, внимание и т.д.), но и оказывает существенное воздействие на ценностно - смысловую сферу личности.

В процессе анализа содержания журнала "Вопросы психологии" за последние 15 лет, нам не удалось найти работ, в которых бы рассматривалось влияние компьютера на ценностно- смысловую сферу личности.

Гипотеза: у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия в ценностно-смысловой сфере.

Цель исследования: изучить особенности ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с различным уровнем компьютерной компетентности.

Задачи:

Изучить литературу по интересующей нас проблеме.

Провести эмпирическое исследование.

Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности с использованием компьютерной системы SPSS-13.

Объект исследования: ценностно - смысловая сфера личности.

Предмет исследования: терминальные ценности и актуальные смысловые состояния у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности.

Методы:

1.Анкета из 11 вопросов для определения уровня компьютерной компетентности у старшеклассников. Анкета представлена в приложении №1,

2. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина,

3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева,

4. Непараметрический критерий Манна – Уитни для определения различий и в уровне исследуемого признака

Для проведения статистического анализа нами была использована компьютерная система обработки данных SPSS-13.


Другое по теме:

Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качеств личности
Роль эстетического воспитания в развитии личности. Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной ...

История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний
Наилучшей формой представления заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменивши ...

Тестовые задания и правила их построения
Тесты, являясь частью многих педагогических новаций, позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с ЭВМ и программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к более эффективному обучению и контролю знаний у ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru