Педагогика и воспитание » Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности » Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший регулятор поведения и деятельности человека

Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший регулятор поведения и деятельности человека

Страница 1

К исследованию ценностей и смыслов в разные годы обращались известные отечественные и зарубежные психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.А., Леонтьев, Н.И. Непомнящая, В. Франкл, М. Рокич, К. Роджерс и др. Несмотря на различия в теоретических и методологических подходах, все исследователи сходятся во мнении о том, что ценности и смыслы играют важнейшую роль в регуляции поведения и деятельности человека.

Результатом психологического изучения ценностно - смысловой сферы явилась разработка теоретических конструктов "ценности", "смыслы", "ценностные ориентации", "направленность личности", "смысложизненные ориетации" и др., отражающих психологическую реальность, придающую жизни человека определенную направленность и структурированность, а также создание методического инструментария для исследования этой реальности.

Основными категориями нашего исследования являются понятия терминальные ценности, актуальное смысловое состояние, ценностно – смысловая сфера личности и компьютерная компетентность.

В нашем исследовании мы опирались на то понимание основных категорий, которое изложено в концепциях авторов, разработавших использованные нами методики.

Для исследования терминальных ценностей мы использовали "Опросник терминальных ценностей" И.Г. Сенина - методику, позволяющую найти ответы на вопросы:

Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?

Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?

В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?

Автор отмечает, что методика ОТЕЦ разработана на основе идей известного психолога М.Рокича. Под ценностью М. Рокич понимал либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Исходя из этого М. Рокич формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели он называет терминальными, в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных целей. Ценности-средства носят название инструментальных, они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.

И.Г.Сенин, под терминальной ценностью понимает убеждение человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими целями. В дальнейшем мы будем опираться именно на это определение. Методика отец выявляет значимость для испытуемых восьми терминальных ценностей и пяти основных сфер жизни.

1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

2. Высокое материальное положение, т. е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.

3. Креативность, т. е. реализация своих творческих способностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т. е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Развитие себя, т. е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

6. Достижения, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

7. Духовное удовлетворение, т. е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

8. Сохранение собственной индивидуальности т. е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

И.Г. Сенин отмечает, что "… реальная жизнь человека очень неоднородна. Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовать в них определенные социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы".

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Роль и значение занятий туризма в физическом воспитании подростков 13-14 лет
Под туризмом понимаются организованные кратковременные или длительные путешествия, совершаемые для ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, новостройками и природными богатствами Беларуси, а также для расширения общего кругозора участников походов. Во время путешествии ...

Принципа создания хора на начальном этапе
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее ...

Основные приемы и принципы композиции визуальных образов
«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Художники и дизайнеры накопили немало знаний и опыта по композиции художественных произведений. Принципы композиции Закон: Строгое соответствие композиционного решения, формы графического информационног ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru