Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Современные зарубежные дидактические системы

Современные зарубежные дидактические системы

Страница 1

Современные дидактические системы, основываясь на достижениях и ошибках прошлого, выдвигали новые концепции, которые должны были решить основную задачу обучения. Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности:

Методологическую основу её составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии), благодаря чему дидактика смогла преодолеть односторонний подход к анализу и интерпретации процесса обучения.

Современная дидактика стремится к разумному рационализму, её отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников.

Стал иным подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составления учебных курсов. Однако положительные качества прежних программ новая дидактика стремится сохранять и приумножать.

Определяющую роль в зарубежных системах обучения играют социально-культурные основания. Например, системы обучения тибетских лам или индийских гуру определяются соответствующими религиозными основаниями. Европейское или американское образование включает в себя те системы обучения, которые наиболее полно отвечают потребностям различных слоев общества.

Зарубежные системы обучения достаточно многообразны, хотя опираются на ограниченное число дидактических и мировоззренческих позиций. Эти системы обучения могут иметь разные области применимости: от обучения родному языку до государственной образовательной системы.

Рассмотрим модели обучения в элитных частных школах США. Образование в Америке строится на идеях свободы, демократии, частного предпринимательства. Этим обусловлена направленность многих школ, в том числе элитных, гарантирующих выпускникам получение знаний, необходимых для поступления в престижные колледжи и университеты. Обучение в этих школах платное, достигает 18 тысяч долларов в год, но многие дети - почти пятая часть - учатся бесплатно за счет благотворительных фондов. Приведём пример системы обучения в Мидлсекской школе (США), в которой учится 180 юношей и 120 девушек из 26 штатов и 13 зарубежных государств.

Расовому аспекту здесь уделяется особое внимание: во-первых, американские дети обогащаются пониманием многообразия национальных культур; во-вторых, приезжие, вернувшись на родину, никогда не забудут школьную дружбу и саму Америку.

Цели Мидлсекской школы таковы:

поощрять развитие ума, тела духа;

научиться понимать самого себя;

развить способности к самооценке и интеллектуальному самоуглублению

выработать в себе личную систему ценностей, характеризуемую высокими стандартами этического поведения;

подготовиться к жизни в мировом сообществе, для чего развивать навыки доброты и гражданственности в общении с окружающими, которые есть часть глобального сообщества.

Овладение знаниями происходит в рамках жесткой академической программы, вместе с тем в атмосфере дружелюбия и взаимной поддержки. Преподаватели в ходе дискуссии учат подростков самообладанию, вере в себя, умение выразить своё "я" и защитить собственное мнение. Детей учат зарабатывать деньги.

Наряду со школами традиционного типа в Америке существуют "магнит-школы", которые можно посещать после занятий в основной школе с множеством программ по интересам. Чартерные школы предлагают бесплатное образование по авторским программам. Для тех, кто бросил школу или находиться на грани отсева из неё, имеются программы "Второй шанс".

Продуктивное обучение поддерживается немецкими педагогами И. Бомом и Дж. Шнайдером. Проект "Город-как-школа", реализуемый в рамках данной концепции Институтом продуктивного обучения в Европе, заключается в обучение молодёжи на основе практического опыта "из настоящей жизни". Продуктивное обучение позволяет осуществлять школьное образование, выводя деятельность ученика во внешний мир. Учащимся предлагается шесть направлений, освоение каждого из которых занимает около 3 месяцев и предполагает изучение сферы бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности. Учитель вместе с учащимися составляет его индивидуальную программу, учитывающую потребности ученика и специфику его рабочего места. Разделение между учебными предметами и профессиональной практикой отсутствует. В Санкт-Петербурге в данном направлении осуществляется деятельность Института продуктивного обучения РАО. Кроме того, продуктивное обучение развивается в качестве подхода к общеобразовательной подготовке учащихся в базовых учебных курсах.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
Согласно составленному плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств с использованием подвижных игр. Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и ...

Способы повышения педагогической культуры родителей
На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи. Она включает следующие аспекты: интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активнос ...

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения
Поскольку проведенное нами исследование показало независимость формирования духовно-нравственных качеств от дефекта зрения, в работе со слабовидящими и слепыми детьми, педагогам необходимо руководствоваться, прежде всего, общими задачами нравственного воспитания, сформулированными в национальной до ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru