Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Зарубежные дидактические системы прошлого

Зарубежные дидактические системы прошлого

Страница 1

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобразие структур позволяет нынешним исследователям выделить три принципиально отличающиеся между собой системы. Педагог И.П. Подласый выделяет следующие системы:

Систему (дидактику) И.Ф. Гербарта (традиционная)

Дидактическую систему Д. Дьюи (педоцентрическая)

Совершенную систему (современная, новая дидактика)

Польский ученый Ч. Куписевич называет эти системы следующим образом: гербартовская, прогрессивистская и современная. Разделение на три группы происходит на основе того, как понимается процесс обучения. Однако еще до научного обоснования функционирования дидактических систем существовали модели обучения, принципы которых легли позже в основу вышеперечисленных дидактических систем. К таким системам можно отнести дидактические принципы Я.А. Коменского, Г. Песталоцци.

Целостную систему дидактических принципов, явивших собой основание научной педагогики впервые изложил Я.А. Коменский в труде под названием "Великая дидактика”, в котором впервые были разработаны многие положения педагогики. В первую очередь к ним относится принцип природосообразности, указывающий на необходимость учета в процессе воспитания уровня возрастного и индивидуального развития ребенка. В связи с этим был разработан вариант возрастной периодизации развития. В "Великой дидактике" было обосновано создание классно-урочной системы обучения. Коменский определил содержание школьного обучения, составлял первые учебники для школ.

Великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци дал новый, мощный импульс развитию теории обучения связан. В начале XIX в. он обосновал методику элементарного образования, которую на самом деле правильнее было назвать методикой поэлементного образования. Сущность предложенной им идеологии состояла в утверждении возможности построения обучения как четкого, разделяемого на простейшие элементы, формализуемого на всех этапах индуктивного процесса. Использование такого подхода при его соответствующем развитии, по мнению Песталоцци, должно было дать возможность любому человеку из народа осуществлять воспитание и обучение своего ребенка.

Особенности вышеописанных дидактических концепций легли в основу научно обоснованных дидактических систем. Рассмотрим традиционную дидактическую систему, в которой доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее основу составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, а научная систематизация была произведена И. Гербартом.

Великий немецкий философ и педагог И.Ф. Гербарт (1776 - 1841), критически переосмыслив традиционную классно-урочную систему, создал "научную систему педагогики", базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии (Подласый: 13, С.302). По Гебарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Основные черты гербартовской системы обучения были следующие: Главная задача школы - это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание - дело семьи. Формирование сильных с моральной точки зрения характеров служит правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР
К общим речевым навыкам относят: фонационное (речевое) дыхание, координация дыхания, голосообразования и артикуляции, мимика и выразительность движений, способность понимать и выражать различные эмоции, сила голоса, высотный диапазон голоса, темпо-ритмическая организация высказывания, восприятие и ...

Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
Согласно составленному плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств с использованием подвижных игр. Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и ...

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к понятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru