Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Зарубежные дидактические системы прошлого

Зарубежные дидактические системы прошлого

Страница 1

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобразие структур позволяет нынешним исследователям выделить три принципиально отличающиеся между собой системы. Педагог И.П. Подласый выделяет следующие системы:

Систему (дидактику) И.Ф. Гербарта (традиционная)

Дидактическую систему Д. Дьюи (педоцентрическая)

Совершенную систему (современная, новая дидактика)

Польский ученый Ч. Куписевич называет эти системы следующим образом: гербартовская, прогрессивистская и современная. Разделение на три группы происходит на основе того, как понимается процесс обучения. Однако еще до научного обоснования функционирования дидактических систем существовали модели обучения, принципы которых легли позже в основу вышеперечисленных дидактических систем. К таким системам можно отнести дидактические принципы Я.А. Коменского, Г. Песталоцци.

Целостную систему дидактических принципов, явивших собой основание научной педагогики впервые изложил Я.А. Коменский в труде под названием "Великая дидактика”, в котором впервые были разработаны многие положения педагогики. В первую очередь к ним относится принцип природосообразности, указывающий на необходимость учета в процессе воспитания уровня возрастного и индивидуального развития ребенка. В связи с этим был разработан вариант возрастной периодизации развития. В "Великой дидактике" было обосновано создание классно-урочной системы обучения. Коменский определил содержание школьного обучения, составлял первые учебники для школ.

Великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци дал новый, мощный импульс развитию теории обучения связан. В начале XIX в. он обосновал методику элементарного образования, которую на самом деле правильнее было назвать методикой поэлементного образования. Сущность предложенной им идеологии состояла в утверждении возможности построения обучения как четкого, разделяемого на простейшие элементы, формализуемого на всех этапах индуктивного процесса. Использование такого подхода при его соответствующем развитии, по мнению Песталоцци, должно было дать возможность любому человеку из народа осуществлять воспитание и обучение своего ребенка.

Особенности вышеописанных дидактических концепций легли в основу научно обоснованных дидактических систем. Рассмотрим традиционную дидактическую систему, в которой доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее основу составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, а научная систематизация была произведена И. Гербартом.

Великий немецкий философ и педагог И.Ф. Гербарт (1776 - 1841), критически переосмыслив традиционную классно-урочную систему, создал "научную систему педагогики", базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии (Подласый: 13, С.302). По Гебарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Основные черты гербартовской системы обучения были следующие: Главная задача школы - это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание - дело семьи. Формирование сильных с моральной точки зрения характеров служит правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Методические приёмы формирования элементарных математических знаний, по разделам
В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением оди ...

Дидактические основы использования аудиовизуальных средств обучения
Качество проведения занятий в школе саду зависит от наглядности изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные аудиовизуальные средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рационализируют формы пр ...

Диагностика уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Тестирование уровня физической подготовленности детей, в соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада, проводит инструктор по физической культуре; воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием дете ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru