Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Зарубежные дидактические системы прошлого

Зарубежные дидактические системы прошлого

Страница 1

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобразие структур позволяет нынешним исследователям выделить три принципиально отличающиеся между собой системы. Педагог И.П. Подласый выделяет следующие системы:

Систему (дидактику) И.Ф. Гербарта (традиционная)

Дидактическую систему Д. Дьюи (педоцентрическая)

Совершенную систему (современная, новая дидактика)

Польский ученый Ч. Куписевич называет эти системы следующим образом: гербартовская, прогрессивистская и современная. Разделение на три группы происходит на основе того, как понимается процесс обучения. Однако еще до научного обоснования функционирования дидактических систем существовали модели обучения, принципы которых легли позже в основу вышеперечисленных дидактических систем. К таким системам можно отнести дидактические принципы Я.А. Коменского, Г. Песталоцци.

Целостную систему дидактических принципов, явивших собой основание научной педагогики впервые изложил Я.А. Коменский в труде под названием "Великая дидактика”, в котором впервые были разработаны многие положения педагогики. В первую очередь к ним относится принцип природосообразности, указывающий на необходимость учета в процессе воспитания уровня возрастного и индивидуального развития ребенка. В связи с этим был разработан вариант возрастной периодизации развития. В "Великой дидактике" было обосновано создание классно-урочной системы обучения. Коменский определил содержание школьного обучения, составлял первые учебники для школ.

Великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци дал новый, мощный импульс развитию теории обучения связан. В начале XIX в. он обосновал методику элементарного образования, которую на самом деле правильнее было назвать методикой поэлементного образования. Сущность предложенной им идеологии состояла в утверждении возможности построения обучения как четкого, разделяемого на простейшие элементы, формализуемого на всех этапах индуктивного процесса. Использование такого подхода при его соответствующем развитии, по мнению Песталоцци, должно было дать возможность любому человеку из народа осуществлять воспитание и обучение своего ребенка.

Особенности вышеописанных дидактических концепций легли в основу научно обоснованных дидактических систем. Рассмотрим традиционную дидактическую систему, в которой доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее основу составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, а научная систематизация была произведена И. Гербартом.

Великий немецкий философ и педагог И.Ф. Гербарт (1776 - 1841), критически переосмыслив традиционную классно-урочную систему, создал "научную систему педагогики", базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии (Подласый: 13, С.302). По Гебарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Основные черты гербартовской системы обучения были следующие: Главная задача школы - это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание - дело семьи. Формирование сильных с моральной точки зрения характеров служит правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Умственно отсталые дети – это весьма полиморфная группа, в которой подавляющее большинство составляют дети-олигофрены (от греческого oligos – малоумный). Проблемам умственной отсталости в отечественной специальной педагогике всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним е ...

Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляц ...

Особенности обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста
По мере созревания опорно-двигательного аппарата и центральных механизмов регуляции способность к овладению новыми движениями возрастает. Дети младшего школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения. Скорост ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru